ЖКХ и благоустройство

Плантация УЗС в Овинном: питомник для будущих городских деревьев

Лиственное дерево растёт от восьми до десяти лет. Хвойное дольше — с момента посева семечка должно пройти около 17 лет.

Плантация УЗС в Овинном: питомник для будущих городских деревьев

Припорошённые ноябрьским снегом маленькие рябинки похожи на обычные прутики, торчащие из земли. А плантация сирени, расположенная напротив — на пучки палочек, выглядывающих из первых сугробов. Но, по словам сотрудников муниципального питомника деревьев и кустарников, через считаные годы эти растения станут настоящим украшением города. Главное, продолжать заботиться о них.

Городу необходим

— Городу питомник необходим, ведь зачем нам закупать где-то деревья? Неизвестно, откуда они: в лесу выкопаны или из Польши привезены, — говорит заместитель генерального директора управления зелёного строительства (УЗС) Красноярска Дмитрий Иванов. — К нам кустов много везут, и немалая часть из них погибает. А в своём питомнике мы даже туи районируем…

Питомник деревьев и кустарников в районе Овинного появился совсем недавно — в 2018 году. Именно тогда 35 гектаров земли было передано УЗС.

— В 2019-м мы сюда уже зашли с монтажными работами, — рассказывает агроном, начальник питомника Виталий Бударин. — Много нужно было сделать. И поля нарезать, и почву обработать, а потом капельный полив смонтировать.

В итоге сделали. Уже в этом году здесь подрастают тысячи растений. 10 видов лиственных, четыре вида хвойных деревьев и около 20 видов кустарников. Не случайно в мае этого года, посетив питомник, мэр Красноярска Сергей Ерёмин назвал его местом, где сбываются мечты. “Ещё два года назад мы поставили задачу создать свою программу зелёного благоустройства, свои стандарты озеленения, — отметил Сергей Васильевич в комментарии порталу gornovosti.ru.Но для этого нужна основа — свой местный питомник. Теперь эта земля работает на Красноярск, и у специалистов есть дальнейшее понимание по развитию этого большого пространства — зелёного “резерва” города”.

Капли из ленты

Сегодня из 35 гектаров в питомнике активно задействованы 10 (остальную площадь ещё нужно подготовить к посадкам). Впрочем, чтобы обойти хотя бы эти “рабочие” плантации потребуется немало времени. Сейчас, пока подрастающие деревья спят, питомник выглядит пустым. Растения маленькие, веточки голые, без листьев. Лишь местами в белый, уже практически зимний пейзаж врываются зелёные краски — это сосны, кедры и ели. Одни крохотные, другие уже подросшие. А так, поле как поле. Но если присмотреться, вдоль рядов спящих растений можно увидеть тёмные ленты капельного полива.

— На эти ленты под давлением подаётся вода с подкормкой, и мы прокапываем каждый кустик, — объясняет Дмитрий Иванов. — Одно поле прокапали — перекрываем, подаём воду на другое. И так с весны до осени. Это необходимо, чтобы формировалась правильная корневая система. Ведь почему нельзя в город пересаживать деревья, которые выкопали в лесу? Там полива нет, и, если засуха, растение начинает искать воду. У поверхности земли появляются длинные проводящие корни. Такое дерево уже не выкопать, не повредив систему.

Но полив — это ещё не всё. Чтобы вырастить деревце, которое приживётся в довольно агрессивной городской среде, его нужно ещё несколько раз пересадить. Только тогда у будущих саженцев сформируется крепкая и здоровая корневая система. А пересадка — это труд, и нелёгкий.

Мужская работа

Самое красивое время в питомнике — июнь. Когда всё зеленеет. Но это и самое тяжёлое время для тех, кто ухаживает за деревьями.

— Конечно же, многое зависит от погодных условий, — продолжает Дмитрий Иванов. — Вот в этом году было дождливое лето, так не разгибали спину. Потому что сорняк. Стояла бы сушь, было бы проще. В жару раз протяпал, и бурьян погиб. А если после обработки дождь пошёл, то сорная трава опять прорастает. И что ни делай, а она только крепчает. Но не выполи сорняк, не будет видно сеянцев.

Можно, конечно, применять и механизированную обработку, но только в междурядьях. А там, где проходят ленты капельного полива, пропалывают руками или тяпкой. При этом штат питомника совсем небольшой — тут всего 10 сотрудников на 10 задействованных в посадках гектаров. И большинство из них — мужчины. Впрочем, есть в штате и две женщины. Одна из них — Маргарита Гаас, мастер второго участка, дипломированный агроном. Говорит, что с детства любила заниматься растениями. В день нашего приезда она высаживала маленькие сеянцы кедра и пихты в горшки — чтобы укоренились.

— Тяжело ли мне работать? Да ничуть, — призналась Маргарита. — Наоборот, всё нравится. А особенно коллектив. Люди тут очень хорошие.

“Эксклюзив” и не только

Самое интересное, что все сотрудники питомника, с которыми нам посчастливилось пообщаться, — настоящие сапожники без сапог. Ну судите сами: тот же Виталий Бударин живёт в частном доме, и при этом не имеет во дворе собственного сада. Хотя деревья очень любит, каждая выращенная рябинка или яблонька для него как родная. Но после работы приходить домой и заниматься той же самой работой не самый лучший вариант.

А с другой стороны, очень круто, когда увлечение и есть работа. И ещё круче, когда на ней всё получается, как у сотрудников питомника. Не случайно на вопрос “Есть у вас мечты, что-то хотите вырастить?” они уверенно заявляют: “За прошедшие два года мы вырастили всё, что хотели: и привычные для нашего города виды, и “эксклюзив”. А затем начинают перечислять тот самый “эксклюзив”: манчжурский орех (сейчас в питомнике порядка 150 штук), спирея дьяболо, бархат амурский (он же пробковое дерево), снежноягодник, барбарис Тумберга…

Через два-три года самые взрослые деревья из питомника вырастут и окрепнут, и их можно будет уже пересаживать в город — на улицы, в парки и скверы, во дворы. А кустарники выйдут в свет уже в следующем году. Их место на полях займут другие растения. Они будут поначалу невзрачные, больше похожие на прутики, пучки веточек. Но благодаря людям станут большими и сильными.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА