Наука и образование
Андрей Минаков: "В развитии науки не всё определяется деньгами. Важнее живой интерес ко всему"
Доцент СФУ, один из самых цитируемых исследователей мира, рассказывает о физике и о себе.
Пять сотрудников Сибирского федерального университета попали в мировой топ учёных, чьи выдержки из статей чаще всего используют коллеги. Такие данные опубликовал профессор из Стэнфорда Джон Иоаннидис. “Городские новости” встретились с представителем почётной пятёрки Андреем Минаковым, заместителем директора по науке Института нефти и газа, доцентом кафедры теплофизики.
— Андрей Викторович, что это за рейтинг, кто использует ваши высказывания?
— Цитирование — неотъемлемая часть научной деятельности. Любое исследование базируется на предыдущих знаниях. Когда учёные занимаются новой темой, они должны узнать, что было изучено до них. Ссылки на предыдущие труды являются очень важным аспектом науки. Считается, что если твои работы цитируются, то ты сделал что-то действительно полезное для науки.
— Как это отслеживается?
— Всё происходит довольно просто. Учёный пишет статьи, в которых ссылается на публикации других авторов, как правило журнальные. Статьи сопровождаются списками литературы, специальные системы их анализируют. Есть даже такое направление — “Наукометрия”, которое этим занимается, чтобы выявить наиболее передовые темы. При желании по ссылкам можно посмотреть, сколько человек тебя процитировали и в каких работах.
— В какой связи ссылаются на ваши публикации?
— Не могу сказать точно: у меня широкий спектр исследований. Но, судя по тому, что данные брались за последний год, могу предположить, что это связано с использованием нанотехнологий в нефтегазовом деле. Разработка растворов нового поколения для бурения скважин в условиях Арктики с её вечной мерзлотой, создание прогрессивных технологий для увеличения нефтеотдачи месторождений — то есть отношения величины извлекаемых запасов к величине геологических запасов. Это очень актуальные темы для развития нефтегазовой промышленности нашего региона.
— Стоял ли перед вами выбор — стать физиком или специалистом в другой области?
— Нет, не стоял. Я считаю, что физика — универсальная наука. Без фундаментальных знаний, которые она даёт, трудно заниматься техническими вещами. Проблема в том, что сегодня уровень преподавания этого предмета в школе снизился и проходной балл по нему в вузы — тоже. Молодёжь, к сожалению, больше настроена на то, чтобы идти в бизнес, чем на научные исследования. При СФУ создаётся физико-математическая школа — возможно, она что-то исправит, привлечёт одарённых ребят.
— Может быть, недостаточный интерес к точным дисциплинам — это всё ещё отголоски девяностых годов, когда наука была в загоне?
— Возможно, эти моменты оказали какое-то влияние на мировоззрение молодых. Но вообще, я считаю, что в развитии науки не всё определяется деньгами. Да, нужно оборудование, зачастую дорогостоящее, нужны расходные материалы — с этим никто не спорит. Но заставить по-настоящему заниматься наукой только лишь с помощью высокой зарплаты невозможно. Должна быть любознательность, живой интерес ко всему. Это внутренняя потребность человека. Деньги здесь играют опосредованную роль. Это всего лишь инструмент.
— А у нас в Красноярске и крае хорошая научная база? Перспективным учёным не обязательно подаваться в столичные города?
— Безусловно, я не вижу смысла уезжать. У нас можно получить качественное фундаментальное образование, и не только в области физики. Такие, возможности были, есть и остаются, по крайней мере в нашем университете. Как видно из этого списка, многие красноярские учёные являются очень известными и в России, и в мире. Наш край уникальный, и научные задачи здесь тоже очень интересные, ресурсов и условий для полёта научной мысли предостаточно. Конкуренции в исследовательском плане мало. То есть непаханое поле для реализации.
Мне повезло, что я учился у очень хороших наставников — выходцев из советской школы. И сейчас я стараюсь те принципы, которые они нам прививали, передавать следующим поколениям студентов.
— Вы свободно владеете английским? Или ваши статьи переводят на язык мирового общения другие люди?
— Языковые знания у меня на базовом уровне. Свободно читаю и говорю, но тем не менее иногда приходится обращаться к профессиональным переводчикам. Молодым коллегам, у которых есть возможность учить язык параллельно с базовыми дисциплинами, советую её использовать, потому что это на самом деле важно. Так же, как и быть коммуникабельным, уметь презентовать свои идеи. У физиков такие способности зачастую хромают. Большой бедой, правда, я бы это не назвал. На мой взгляд, гораздо важнее быть специалистом в какой-то области. Знать предмет, своё дело.
— Внимание на том, что вы и ещё несколько красноярских учёных попали в престижный мировой рейтинг, акцентировал Егор Задереев, который занимается популяризацией науки в нашем регионе. Вы с ним знакомы?
— Лично, к сожалению, нет. Но я с уважением отношусь к тому, что он делает. Егор Сергеевич организует лекции, даёт комментарии по животрепещущим вопросам. Просвещает общественность, если хотите — борется с мракобесием. По части науки в сознании людей существует много заблуждений, недостоверных сведений, и это нужно как-то преодолевать.
— Во многих отраслях, когда человек выигрывает, допустим, профессиональный конкурс, прославляет свою компанию, его поощряют. Награждают премией, ну или хотя бы грамотой. Вам что-то полагается за попадание в топ самых цитируемых учёных планеты?
— Нет, это просто информация. Но она, конечно, приятная.
Досье
Андрей Минаков приехал в Красноярск из Ужурского района.
Получил базовое образование в Красноярском государственном техническом университете (сейчас это СФУ), здесь же окончил аспирантуру, с 2008 года начал работать преподавателем. Кандидат физико-математических наук.
Женат. Воспитывает двоих детей.
Времени на отдых и увлечения катастрофически не хватает: наука требует полной самоотдачи.
Авторитетами и примерами для подражания считает людей, которые сыграли роль в его профессиональном становлении и воспитали в нём важные человеческие качества.
В тему
В список самых влиятельных учёных мира попали три сотрудника Сибирского федерального университета. Научный руководитель Евгений Ваганов, заведующий кафедрой теоретической физики и волновых явлений СФУ, руководитель научного направления Института физики имени Л. В. Киренского СО РАН Сергей Овчинников и старший научный сотрудник СФУ, главный научный сотрудник лаборатории теории нелинейных процессов Института физики СО РАН Андрей Коловский.
В рейтинге наиболее цитируемых персон снова фигурируют Евгений Ваганов и Сергей Овчинников, а также заведующая базовой кафедрой биотехнологии СФУ, заведующая лабораторией хемоавтотрофного биосинтеза Института биофизики СО РАН Татьяна Волова, доцент базовой кафедры физики твёрдого тела и нанотехнологий СФУ и старший научный сотрудник лаборатории кристаллофизики Института физики СО РАН Максим Молокеев.