Стадион

Андрей Никишов: “Для нас плей-офф уже начался”

Исполняющий обязанности главного тренера ХК “Сокол” Андрей Никишов о неожиданной смене должностей, настоящем и будущем.

Андрей Никишов: “Для нас плей-офф уже начался”

После ухода с поста главного тренера “Сокола” Владислава Хромых на гостевую серию “крылатых” повёз Андрей Никишов. Для генерального менеджера красноярцев тренерская ипостась не нова. За свою жизнь в хоккее он работал главным тренером, а уже в Красноярске входил в штаб Александра Титова. После прихода Хромых в клуб Андрей Вячеславович сосредоточился на работе генерального менеджера. Однако в критической ситуации возглавил “Сокол”. Начало выдалось потрясающим — три победы в трёх матчах. Мы связались с Никишовым сразу после матча в Тольятти с “Ладой”.

— Три выездных матча — три победы, результат великолепный, а в каком из этих поединков “Сокол” показал игру, наиболее близкую к вашему идеалу?

— У нас сейчас такое положение, что зрелищность уходит на второй план. Результат всегда важен, все играют в хоккей, чтобы побеждать. Но есть ситуации, когда выиграть нужно любой ценой. Это про нас. Когда вернёмся на позиции, на которых должны находиться, будем думать о зрелищности, а пока надо брать очки, независимо от соперника и от того, где играем. Благодарен команде, она сумела вытащить три сложнейшие игры, они все были разные и трудные по-своему. Что касается идеала, то к нему можно только стремиться. По самоотдаче вопросов к хоккеистам нет, все отработали на совесть.

— Давайте по порядку. Первый матч из гостевой серии с “Зауральем” закончился с совершенно не хоккейным счётом — 0:0. Этот поединок стал первым для вас в качестве исполняющего обязанности главного тренера. Какая была установка? Сыграть максимально строго сзади и постараться не пропустить в первую очередь или такой характер игры сформировался сам собой по ходу матча?

— Установка примерно такой и была. Сзади сыграть максимально строго и, по возможности, забить. При этом нельзя сказать, что мы окопались сзади и играли на сохранение нулевого счёта. Атаковали достаточно, создавали моменты, больше сорока бросков нанесли. При этом старались не дать сопернику чувствовать себя вольготно у наших ворот.

— Красноярцы нанесли 41 бросок в створ ворот. На это тоже была установка — бросать при любой возможности?

— Можно, конечно, раскатывать до верного, стараться забить красиво, но это, опять же, не про нас. Мы сейчас не имеем права на ошибку. Идёт регулярный чемпионат, но именно для “Сокола” плей-офф уже начался. Любое поражение отбросит нас назад. Всегда выигрывать невозможно, это хоккей, но неудачи можно минимизировать. Вот к этому мы и стремимся. Без бросков голов не бывает. Неважно, как пересекла шайба линию ворот, сейчас каждый гол важен. Подставление клюшки, добивания, так называемые мусорные голы — без разницы. С “Зауральем” отличиться не удалось, но мы вытерпели и выиграли в серии буллитов.

— В этой самой серии капитан “Сокола” Дмитрий Цыганов оформил два шедевра. Он реализовал очень сложные по исполнению буллиты. Если бы не забил, претензии были бы к нему или Цыганов имел право на импровизацию и на риск?

— Многие называют буллиты лотереей. Я с этим не согласен. Серия буллитов — это показатель мастерства. Игроки один на один с вратарём, кто перехитрит и переиграет, тот и выйдет победителем. Дмитрий — мастер. Это давно известно. Буллиты он исполняет на приличном уровне. И неправильно было бы ему говорить, что надо попроще и так далее. Он знает, что делает, и всё исполнил на высоком уровне. Не будем говорить в сослагательном наклонении: что было бы, если бы. Цыганов забил, мы выиграли. Всё нормально.

— Андрей Литвинов отразил с “Зауральем” 29 бросков и отыграл на ноль. При этом матч был максимально напряжённым. Выйдя в следующем поединке с ЦСК ВВС в старте, Литвинов быстро пропустил две шайбы и был заменён на Евгения Киселёва. Имелся ли перед игрой с Самарой вариант дать Литвинову отдохнуть или решили не менять победный состав?

— Наверное, как раз желание не менять вратаря после победы перевесило. Андрюха не только с “Зауральем” прилично поработал. Он до этого несколько матчей подряд отыграл, видимо, подустал. При этом к нему никаких претензий. Киселёв вышел, оказался полностью готовым и справился. Возможно, стоило дать Литвинову отдохнуть, а Евгения поставить с первых минут. Но в итоге всё закончилось нашей победой, при этом кто знает, как бы сложилось, если бы мы поставили в старт Киселёва.

— Победа над ЦСК ВВС получилась сверхволевой. “Сокол” проигрывал 0:2 и 1:3, но в итоге забил пять шайб и выиграл. Вам, как тренеру, как лучше побеждать: уверенно и без лишних нервов или так, когда команда переламывает вроде бы безнадёжный поединок?

— Конечно, когда выигрываешь с крупным счётом — это спокойнее. Но нам гораздо важнее сейчас именно такие победы, как над ЦСК ВВС. Они закаляют характер, именно при таких выигрышах проявляется настоящий командный дух. Приходится вытаскивать из себя все силы и эмоции, наступает определённое психологическое истощение, но это хоккей. Игра прекрасна как раз в такие моменты, когда всё переворачивается с ног на голову. Определённые беседы были проведены. Пусть и выиграли, но начинать так, как с Самарой, нельзя. Когда даёшь сопернику приличную фору, можешь и не догнать. Надеюсь, игроки меня услышали.

— Третьим соперником была тольяттинская “Лада”. Матч закончился буквально только что, давайте обсудим его по горячим следам. “Сокол” создал большое количество моментов, но реализовал всего два. Что мешало? Отсутствие нужных эмоций, выплеснутых с Самарой, игроки подустали, недостаток концентрации или что-то иное?

— Начнём с того, что у “Лады” более чем приличный состав. Она явно не на своём месте находится. Ей, как и нам, нужно прорываться наверх. Поэтому неправильно сетовать на нереализованные моменты. Гораздо показательней, что против такого серьёзного соперника мы их создавали, забросили две шайбы и выиграли. Всё не забить при любом раскладе. Играть с “Ладой” везде непросто. Выигрыш у неё в середине тяжелейшей пятиматчевой гостевой серии дорогого стоит.

— Киселёв прекрасно сыграл в воротах, особенно Евгений был хорош в концовке, когда “Сокол” остался в меньшинстве. Перед вами опять встаёт вопрос: ставить его на следующую игру или дать отдохнуть и доверить место в воротах Литвинову?

— Пока не готов ответить. Ближе к матчу с “Барсом” примем решение. У нас два хороших и надёжных голкипера. При определении первого номера руководствуемся множеством факторов. Посмотрим, что перевесит.

— Антон Гловацкий выходил в меньшинстве при Владиславе Хромых. Сегодня вы тоже его выпускали в ситуации, когда у “Сокола” было на одного игрока меньше. Зачем? На мой взгляд, Антон не обладает необходимыми защитными навыками, он гораздо полезнее у чужих ворот, а сил, потраченных в меньшинстве, может не хватить для рывка или броска в равных составах или когда у “Сокола” численное преимущество.

— Не буду комментировать действия Владислава Анатольевича. Что касается сегодняшнего матча, то я выпускал Гловацкого на концовку меньшинства, когда через считаные секунды у нас должен был появиться пятый полевой игрок. Понятно, что Гловацкий необходим в большинстве. Причём Антон нужен в своём лучшем состоянии. Мы уже начали переход на спецбригады. Наигрываем две оборонительные четвёрки. Но ситуации бывают разные. Может быть удалён кто-то из этих четвёрок, а запасные варианты мы обязаны иметь.

— “Сокол” потерял одного из лидеров, Алексея Князева. Насколько серьёзна его травма?

— У Алексея надрыв боковых связок колена. Он пропустит около четырёх недель. Операция, к счастью, не требуется. Рассчитываем, что Князев восстановится как можно быстрее.

— Место Князева на краю атаки первой тройки нападения занял Цыганов, последние сезоны переквалифицировавшийся в защитника. Довольны ли вы им? И что будет дальше? Цыганов продолжит играть в нападении или возможны другие варианты?

— Травма Князева спутала наши планы. Пришлось пойти на вынужденные перестановки. Дмитрий за сезоны, проведённые в защите, освоился в этой роли. Он и сам хочет играть в обороне. Но сейчас именно он в приоритете на место в первой тройке. Конечно, ему не просто перестроиться. Он привык атаковать из глубины. Переквалифицироваться из нападающего в защитника, на мой взгляд, проще, чем наоборот. А об оценке игры Цыганова скажу ему лично.

— Обе шайбы “Сокол” забил в большинстве. При этом вы не реализовали лишнего, играя почти две минуты пять на три. Почему, когда у красноярцев на одного игрока больше, они действуют гораздо опаснее, чем когда имеют большое численное преимущество?

— Ситуации “пять на три” на протяжении такого отрезка времени бывают крайне редко. Даже и не вспомню, когда до “Лады” мы так играли. Такое большинство нужно наигрывать, но сейчас на это просто нет времени. Идёт гостевая серия, постоянные переезды. Я согласен, что классная команда должна реализовывать большое численное преимущество. Тут важно индивидуальное мастерство. Не пас ради паса отдать, а решить самому. Что сказать, будем работать и над этим компонентом. Когда получаешь такой шанс забить, нужно отнестись к нему со всей серьёзностью.

— Вы генеральный менеджер “Сокола”, сейчас в роли исполняющего обязанности главного тренера. Лично для вас что предпочтительнее?

— Всё произошло так спонтанно, что времени подумать не было. Сразу с головой окунулся в работу, некогда сравнивать, что лучше, а что хуже. Лукавить не буду. Тренерская работа меня привлекает.

— Три победы подряд достаточно, на ваш взгляд, чтобы убрать приставку “и. о.”?

— Вот о чём меньше всего думаю, так это о приставке “и. о.”. Мне вообще без разницы, есть она или нет. Надо работать, чтобы выбраться из подвала таблицы. За последние годы “Сокол” уже приучил болельщиков к определённому уровню. Он был выше среднего. Нам необходимо вернуться на этот уровень. Для этого и работаем. Впереди матчи с соперниками, которые идут вверху турнирной таблицы. Нужно будет приложить ещё больше усилий. Сейчас эмоциональное состояние команды в норме. Всё-таки побеждаем. Но никто не отменял усталость: всё же тяжелейшая гостевая серия. Мы будем стремиться к победе в этих матчах, как и в последующих, получится — не получится — другой разговор. Вот об этом сейчас все мои мысли. А не о том, как звучит моя должность в “Соколе”.

— Вернёмся к Гловацкому. Излишне говорить, что он — серьёзное усиление для “Сокола”. Тяжело было вернуть Антона в Красноярск?

— Мы не теряли с ним связи после прошлого сезона. Скажу прямо: никто из игроков, выступавших за “Сокол”, уходить не хотел. Но это жизнь. Ребятам поступают определённые предложения, чаще всего гораздо более выгодные. Кто-то ищет от добра добро, кто-то нет. Когда появилась возможность вернуть Антона в “Сокол”, мы ей воспользовались. Важно, что он сам этого очень хотел. В итоге всё сложилось. И мы довольны, и Гловацкий.

— Не могу не спросить про братьев Стрельцовых. Столько ожиданий было от их перехода в “Сокол”, в итоге они отыграли в Красноярске совсем мало и клуб с ними расстался. Почему так вышло?

— Мы действительно многого от них ждали. Не получилось. Не могу упрекнуть Стрельцовых в нежелании работать. Здесь много причин. Ранее братья в ВХЛ не играли. Уровень хоккея в КХЛ, конечно, выше, но это не значит, что в нашей лиге играть проще. При этом в межсезонье всё было в порядке, но начался чемпионат, и посыпались проблемы. Травма случилась у одного из Стрельцовых, потом карантин, видимо, они были к такому не готовы. Клуб принял решение. Расстались без претензий друг к другу.

— Сейчас уже можно сказать, что “Сокол” вошёл в форму после карантина или команда ещё не на полной готовности?

— Ребята набирают кондиции и уже вошли в достаточно хорошее состояние. При этом есть куда стремиться, успокаиваться нельзя ни в коем случае. Мы не на пике формы, это точно.

— Вы пятый сезон работаете в “Соколе”. Сроднились с этой командой? Можете уже назвать себя красноярцем?

— С командой точно сроднился, как иначе? Что касается города. У меня здесь сын школу окончил. Супруге всё очень нравится. Скажу однозначно: время, проведённое в Красноярске, могу оценить исключительно в плюс и для себя, и для семьи, и для работы.

Досье

Андрей НИКИШОВ

Российский хоккеист, тренер и спортивный функционер.

Дата рождения: 2 февраля 1978 года.

Карьера: воспитанник московского “Спартака”. Играл за “Спартак” (Москва), ЦСКА, “Молот-Прикамье” (Пермь), ХК “Липецк”, “Витязь” (Подольск), “Нефтяник” (Лениногорск), “Химик” (Воскресенск), “Мечел” (Челябинск), “Спутник” (Нижний Тагил), “Мотор” (Барнаул), “Неман” (Гродно, Беларусь), “Титан” (Клин), “Газпром-ОГУ” (Оренбург), ТХК (“Тверь), “Иртыш” (Павлодар, Казахстан).

Работал главным тренером в “Титане” и “Дизеле”. В “Соколе” совмещал должности генерального менеджера и старшего тренера в штабе Александра Титова. В ноябре 2020 года назначен исполняющим обязанности главного тренера красноярского клуба.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА