Бизнес
Рекламный рынок России восстанавливается после тяжелейшего кризиса
Рекламной отрасли в пандемию пришлось чуть ли не хуже всех.
Пандемия коронавируса вызвала резкое падение деловой активности во всём мире. Один из очевидных шагов любого предприятия в таких условиях — максимальное снижение издержек. В числе первых “под нож” идут расходы на рекламу. Так что этой отрасли пришлось чуть ли не хуже всех.
Постепенно восстанавливаются
Рекламный рынок в России по итогам 2020 года упадёт на шесть процентов. Такой прогноз сделала гендиректор рекламного холдинга GroupM Russia Мария Колосова. Сильно просели печатные издания (на 46 процентов), радио (33 процента) и наружная реклама (23 процента). При этом интернет быстро приспособился к новым условиям и поэтому покажет небольшой рост — два процента.
Более серьёзного падения удалось избежать за счёт девяти крупнейших рекламодателей страны, которые в третьем квартале существенно увеличили урезанные ранее рекламные бюджеты. Среди спасителей отрасли Nestle, Danone, Procter & Gamble, а также Сбербанк.
Регионы падали быстрее
“Локальные рекламодатели — это, как правило, средний и мелкий бизнес, поэтому потери региональной рекламы в период кризиса всегда больше. Это характерно не только для нынешнего “ковидного” периода, но и для всех предыдущих кризисов, — считает Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра “НСК” — одной из крупнейших компаний на российском рынке медиарекламы. — Количество заболевших каждый день увеличивается, поэтому возможность ужесточения ограничительных мер исключать нельзя”.
Рекламодатели, по словам эксперта, это тоже понимают, а потому ведут себя на рынке очень осторожно, проводят короткие и очень короткие рекламные кампании, которые в любой момент могут быть отозваны.
Продержались, работаем дальше
Тем не менее российские аналитики прогнозируют в 2021 году рост рекламной индустрии. Пессимисты говорят об увеличении объёмов рынка на шесть процентов, оптимисты — на девять. Эти ожидания в какой-то мере подтверждают представители наших региональных компаний.
“Мы занимаемся звуковым вещанием в торговых центрах, — рассказал директор “Российской мультимедийной сети” (RМС) в Красноярском крае, Хакасии и Туве Антон Говядин. — Естественно в тот период, когда все магазины были закрыты, реклама у нас полностью провалилась. Восстановление идёт медленно, и, вероятнее всего, к концу года мы соберём процентов тридцать от 2019 года”.
По словам Антона, было непросто, но своих людей компания сохранила:
“Мы, конечно, ужались, снизили по максиму все расходы — персонал не сокращали, но зарплаты стали меньше”.
Также пришлось резко ускорить процесс автоматизации всех бизнес-процессов.
“Переводим большую часть услуг в онлайн-режим, ведём документооборот и продажи через интернет. Конечная наша цель — добиться, чтобы на каждом направлении работал один человек, который мог бы разрулить сложные ситуации, в которых программа не справляется, — рассказывает директор региональной рекламной компании. — Мы и раньше этим занимались — наращивали объёмы услуг без увеличения численности персонала. Кризис заставил нас двигаться ещё быстрее”.
Как оказалось, у RМС амбициозные планы.
“Мы намерены и дальше занимать рекламные ниши в регионах, которые были или стали свободны после ухода с рынка наших партнёров. Мы работаем в 50 регионах, так что поле для деятельности большое. Кстати, Красноярска это не касается — наши коллеги удержались. Конечно ужались, но все на месте. Так что старая истина — “Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее” — по-прежнему работает”.
Акцент
RMC — крупная мультимедийная сеть, которая сотрудничает с рядом торговых площадок по всей России. Только в Красноярском крае у компании более 100 точек с высокой посещаемостью. В частности, RMC работает с такими популярными супермаркетами, как “Светофор”, а также крупными торговыми центрами: “Красноярье”, “Мега”, “Сибирский городок”, “Атмосфера дома”, “Комсомолл”.
Фото: pixabay.com