Наука и образование
Как найти подход к ребёнку с особенным характером
Более 90% учителей в своей практике сталкивались с особенным поведением детей.
Постоянно крутится и мешает другим, из-за своей медлительности не успевает выполнять задания, боится отвечать у доски, провоцирует драки и ссоры… Более 90 процентов учителей в своей практике сталкивались с такими особенностями поведения ребят. Педагоги отмечают: трудности с поведением и обучением детей усложняют, а иногда и полностью блокируют образовательный процесс. Учитель тратит много времени, пытаясь найти подход к разным ученикам.
О том, как работать с гиперактивными и медлительными ребятами, конфликтными учениками и теми, кто отказывается соблюдать правила, говорили участники круглого стола “Взаимодействие с трудными детьми в классе”. Мероприятие организовал для красноярских педагогов сервис “Яндекс. Учебник”. Нейропсихолог Ксения Вотякова рассказала о принципах работы с учениками с разными типами характера.
— Поведение учеников связано с особенностями работы их мозга. Понимая эти особенности, можно выстроить процесс обучения так, чтобы учителю было проще работать, а детям — проще и интереснее учиться, — считает она.
Психологи выделяют четыре группы учеников с особенными типами характеров: гиперактивные, медлительные, тревожные и конфликтные. У всех у них есть свои сильные и слабые стороны.
С возрастом пройдёт
Гиперактивные ребята ведут себя очень подвижно, часто они невнимательны, уже в середине урока начинают отвлекаться, суетиться и мешать другим. Такие ученики нередко дают импульсивные ответы. Гиперактивным детям сложно организовать своё время, контролировать эмоции. Хотя они очень подвижны и активны, их энергетический резерв не высок, они быстро устают. И на фоне усталости начинают вести себя ещё более активно, что взрослые обычно ошибочно принимают за перевозбуждение. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.
— У таких детей слабо развиты или не сформированы регуляторные функции, связанные с работой префронтальных зон лобных долей больших полушарий мозга, — объясняет Ксения Вотякова. — По данным научных исследований, такие функции слабо развиты примерно у 15 процентов учеников начальной школы. Но с возрастом эта проблема может уйти, так как префронтальные отделы и лобные доли формируются позже других отделов головного мозга — между 20 и 30 годами.
Гиперактивным детям не хватает внутренней способности к самоорганизации, взрослым нужно создать для них внешние опоры. Например, поскольку такой ребёнок дольше “включается” в задание, чем остальные ребята, не умеет быстро концентрироваться, учитель может назвать его по имени и сказать, что работа началась.
— Такие дети не могут работать долго, — отмечает эксперт. — В начальной школе их работоспособность высока в течение 15–20 минут, после чего им нужно либо сменить деятельность, либо подвигаться. Так как они долго включаются в какой-либо процесс и быстро устают, самые сложные и длинные задания в проверочных для них нужно помещать в середину.
Внешней опорой для организации поведения таких учеников будет и установка чётких правил: как в классе себя вести можно, а как нет.
Кроме того, гиперактивным детям больше, чем другим, важна обратная связь. Непрерывный поток мыслей в их голове нужно как-то структурировать. При этом можно указать ребёнку на его успехи и ошибки, чтобы он их заметил и осознал.Сильные стороны характера гиперактивных детей — инициативность, лёгкость на подъём и позитивная энергия. Ребята могут мешать вести урок, быть шумными, но при этом несут с собой положительную энергию, которую взрослому важно направлять в нужное русло.
Медленно, но не специально
Медлительные дети не успевают за общим ритмом жизни. Они отвлекаются на детали и застревают на них, им сложно переключиться на что-то новое. Такие ребята быстро устают. Складывается ощущение, что они специально неторопливо двигаются, одеваются, долго собираются. С медлительными детьми особенно непросто взаимодействовать учителям и родителям-холерикам, скорость которых высока.
— В общении со сверстниками у таких ребят тоже могут возникать сложности, так как, например, они могут долго разбираться в правилах игры, — поясняет эксперт. — Замедленная динамика психической деятельности — это обычно врождённое качество, которое редко меняется со временем. Частая ошибка — торопить таких детей. Взрослому нужно понять, что ребёнок не станет быстрее, если его будут непрерывно подгонять. Педагогу важно принять эти особенности и дать возможность ученику работать в своём темпе, так как ограничение времени — сильнейший стресс для него. Если у учителя есть возможность предоставить ребёнку привилегию — позволить выполнять контрольную работу на пять минут дольше или сократить количество заданий, то результат будет выше. Говорить с такими детьми тоже нужно медленнее.
Особенность таких ребят в том, что они не успевают доводить дела до конца, и в результате это умение у них часто не формируется. Поэтому важно следить за тем, чтобы ребёнок выполнял задания полностью, учить его ориентироваться во времени и рассчитывать усилия.
Сильные стороны медлительных детей — их вдумчивость и внимание к деталям. Хотя они не умеют переключаться с одного дела на другое так быстро, как этого требует современный мир, зато умеют созерцать и замечать детали, на которые взрослые не обращают внимания.
Тревога и чувство вины
Тревожные и чувствительные дети боятся отвечать у доски, проявлять инициативу, не задают лишних вопросов. Обычно они старательны, ответственны, организованны и мотивированы на достижения, чутки и ранимы. Для них характерно чувство справедливости, нередко они ощущают вину, им сложно справляться с внутренней тревогой и страхом.
— С такими детьми нужно быть мягкими, не давить на них и позволять озвучивать те чувства, которые их мучают, — говорит Ксения Вотякова. — Ребятам важно ощущать поддержку, педагог должен показывать, что уверен в их силах и способностях, это станет опорой для них. Нужно выстроить тёплые и доверительные отношения с таким учеником, бережно относиться к его переживаниям, чтобы процесс обучения не был для ребёнка постоянным стрессом.
Поскольку тревожные ребята часто боятся сделать что-то не так, учителю нужно сформировать у них правильное отношение к ошибкам.
Важно помочь ребёнку справиться со страхом выступлений, идти к этому необходимо поэтапно. Например, сначала можно попросить прочитать стихотворение учителю лично, потом спросить, готов ли он рассказать его соседу по парте, затем небольшой группе одноклассников. Главное не настаивать, не заставлять — чтобы он “через не хочу” выступал перед всем классом. Со временем тревожные дети развивают компенсаторные способности и учатся выступать перед публикой.
Сильная сторона тревожных и чувствительных детей в том, что они организованны, ответственны, амбициозны и осознают границы своих возможностей.
Ответ — спокойствие
Конфликтные дети часто злятся, спорят со сверстниками, стремятся к власти. Из-за склонности к разжиганию конфликтов им сложно взаимодействовать с одноклассниками. Для таких ребят силовое решение проблем — типичное поведение.
— В отношениях с таким ребёнком важно сохранять спокойствие и не реагировать на его агрессию зеркально, — говорит эксперт. — Если произошёл конфликт, нужно, с одной стороны, продемонстрировать понимание ситуации, а с другой — твёрдость принимаемых решений. Важно осознавать, что бессмысленно апеллировать к рациональной части мышления человека на пике эмоций, надо дать ему успокоиться. Часто потом дети даже не могут вспомнить, что именно произошло, поэтому позже, когда эмоции стихнут, нужно обсудить ситуацию.
Важно учить конфликтных детей отделять состояние гнева от своей личности и думать о чувствах других людей. Трудный ученик — это ребёнок, попавший в сложную стрессовую ситуацию и использующий непродуктивные способы выхода из неё. Если взрослый не будет осуждать агрессивного ребёнка, а попытается его понять, в какой-то момент поведение ученика может измениться. Сильные стороны конфликтных детей — амбициозность, сила и энергия, которые можно направить на достижение учебных или спортивных результатов.
В тему
Психологи отмечают: педагогам важно понимать, что испытывать какие-либо сильные эмоции из-за нежелательного поведения ребёнка — нормально. Главное — пытаться отделить эти эмоции от себя. Чтобы строить обучение эффективно и налаживать контакт с разными учениками, важно ставить достижимые для них цели, быть на их стороне и в доброжелательной или хотя бы нейтральной манере формулировать требования.
Фото: pixabay.com