Проспект культуры
Где в Красноярске учат играть на кларнете и виолончели
Фортепиано, гитара и скрипка — самые востребованные сегодня инструменты в музыкальных школах. Игре на них обучают, наверное, в каждом таком учреждении. А что, если ваш ребёнок вдруг пожелал стать, например, кларнетистом или гобоистом, или, вдохновившись великим Ростроповичем, мечтает радовать поклонников виртуозным исполнением на виолончели?
Фортепиано, гитара и скрипка — самые востребованные сегодня инструменты в музыкальных школах. Игре на них обучают, наверное, в каждом таком учреждении. А что, если ваш ребёнок вдруг пожелал стать, например, кларнетистом или гобоистом, или, вдохновившись великим Ростроповичем, мечтает радовать поклонников виртуозным исполнением на виолончели? Как выяснили “Городские новости”, в Красноярске музыкальные школы, где учат играть на этих инструментах, можно сосчитать по пальцам.
Преподаватели музыки отмечают, что классы духовых инструментов сегодня редки для музыкальных школ. Как правило, детям преподают флейту или так называемую блок-флейту — самый несложный духовой инструмент, на котором учатся азам исполнения. В то же время такие инструменты, как гобой, кларнет или валторна, в школах практически не встречаются. Главная причина в том, что они сложны в освоении. Так, гобой на данный момент в Красноярске преподают только в детской музыкальной школе № 15.
— Гобой обладает очень красивым тембром, используется в духовых и симфонических оркестрах, в камерных составах, подходит для сольного исполнения, — говорит преподаватель гобоя ДМШ № 15 Полина Саблина. — Однако это трудный в обучении и исполнении инструмент, там сложная техника дыхания. Поэтому как музыкантов, так и преподавателей по нему очень мало. Практически в каждом городе в симфонические оркестры постоянно требуются гобоисты.
В той же пятнадцатой школе открыт класс кларнета. Это тоже достаточно редкий для музыкальных школ инструмент, хотя с ним ситуация несколько лучше, чем с гобоем. “В Красноярске школа кларнета сейчас процветает, благодаря усилиям Александра Владимировича Михеева — преподавателя, который курирует развитие и популяризацию это инструмента в нашем регионе, — говорит преподаватель кларнета ДМШ № 15 Дарья Кайсина. — Он, а сейчас и его ученики дают концерты в школах, знакомят детей с кларнетом. Поэтому в Красноярске уже не одна музыкальная школа, где учат играть на этом инструменте”.
Как и гобой, кларнет обладает очень красивым звучанием и универсальностью — он используется в качестве оркестрового инструмента в симфонических и духовых составах, а также для игры соло. Исполнять на нём можно с одинаковым успехом и классику, и джаз.
Такой редкий духовой инструмент, как валторна, преподают в детской музыкальной школе № 1. Обучение здесь ведёт Андрей Слободин — солист оркестра театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского, а также приглашённый валторнист всех красноярских оркестров. Опять же потому, что исполнителей на этом инструменте в Красноярске днём с огнём не сыщешь.
Тембр валторны — мощный и сочный — многие меломаны считают самым красивым среди всех духовых инструментов. Неспроста все лирические места произведений в симфоническом оркестре доверяют исполнять именно ей. Помимо того что валторна тоже сложна в освоении, она ещё и довольно тяжела — вес профессионального инструмента составляет семь с половиной килограммов. Поэтому обучаться на ней берут ребят с десяти лет, тогда как на валторне и гобое с восьми. “И ещё именно поэтому в России валторна традиционно считается исключительно мужским инструментом, — отмечает Андрей Слободин. — У нас тоже среди учеников сейчас только мальчики. Хотя на Западе в оркестрах нередко встречаются женщины-валторнистки”.
Ещё одна существенная причина того, что в музыкальных школах так мало преподаются духовые инструменты, их высокая стоимость.
К примеру, валторна ученического уровня несколько лет назад обошлась ДМШ № 1 в 45 тысяч рублей. Сейчас её стоимость уже около 50 тысяч, а инструмент профессионального уровня может обойтись в полтора миллиона рублей. Ученический гобой можно приобрести за 20—30 тысяч рублей, а стоимость полупрофессионального инструмента начинается от 200 тысяч. Так что обучение ребёнка игре на духовом инструменте — серьёзные инвестиции даже для обеспеченной семьи.
Если скрипка, как уже отмечалось выше, входит в тройку самых популярных для обучения инструментов, то её ближайшая родственница виолончель этим похвастать не может. Наоборот, этот инструмент мало где преподают. Опять же в силу его сложности. “Для обучения и исполнения на этом инструменте нужен очень хороший слух, — поясняет преподаватель виолончели ДМШ № 1 Жанна Сорочан. — К примеру, на фортепиано есть клавиши, поэтому неправильную ноту там не возьмёшь. На виолончели нет ни клавиш, ни ладов, как на гитаре, поэтому полагаться исполнитель может только на свой слух”.
В список редких для музыкальных школ инструментов попала даже балалайка. Директор ДМШ № 1 Ольга Бородич с сожалением констатирует, что традиционный русский инструмент сегодня утратил былую популярность. Многими он воспринимается как очень простой, даже примитивный инструмент, хотя на самом деле балалайке подвластны сложнейшие классические произведения, а исполнения ведущих балалаечников потрясают своей виртуозностью.
В ДМШ № 1 игру на балалайке преподаёт молодой педагог Антон Закрасовских. Причём как исполнитель он уже громко заявил о себе: солист Красноярского филармонического русского оркестра имени Анатолия Бардина, обладатель серебряной и бронзовой медалей Дельфийских игр, лауреат премии главы города, обладатель премии губернатора. “В педагогике очень важно имя учителя, люди идут именно на него, — говорит Ольга Бородич. — И в этом году мы столкнулись с тем, что к нам пришли учиться именно у Антона Закрасовских. Летом на телеканале “Енисей” была передача, посвящённая дню балалайки, и Антон выступал там со своим учеником. Люди увидели и привели ребёнка учиться конкретно к нашему педагогу. Несмотря на молодой возраст, у него уже сформировалось имя”.
НЮАНС
Давно доказано, что занятия музыкой развивают у ребёнка такие качества, как сосредоточенность, усидчивость, дисциплинированность, творческое мышление, а также мелкую моторику. Более того, уроки музыки могут оказывать определённое терапевтическое воздействие. Так, мама, чьи два сына учатся играть на кларнете в ДМШ № 15, рассказала, что занятия на этом инструменте помогли им развить речь, хотя до этого в течение трёх лет даже логопед не могла поставить мальчикам звуки. Плюс благодаря систематической тренировке дыхательной системы они стали значительно меньше болеть простудными заболеваниями.