Красноярск исторический
В стене Красноярского института водного транспорта нашли замурованные погон и записку
Неожиданную находку обнаружили при ремонте здания спортклуба.
Конечно же, ограничения, вызванные пандемией, это плохо. Но нет худа без добра. Так, в этом году многие смогли взяться за дела, которые откладывались годами, например, заняться ремонтом. Одни успели привести в порядок свои дома, квартиры, гаражи, другие — помещения на работе. Интересная история произошла во время такого ремонта в одном из зданий КИВТа — Красноярского института водного транспорта в переулке Якорном, 3.
Спали и работали в поте лица
Когда-то учебное заведение называлось Красноярским командным речным училищем, а в здании были рабочие мастерские. Сейчас в одном из помещений курсанты занимаются в спортивном клубе “Ларимар”. Известно ведь, что кортик — корабельное оружие, вот и красноярские курсанты увлечены спортивным метанием ножей, а тренирует их инструктор и преподаватель КИВТ Александр Сахариленко. Он и рассказал “Городским новостям” о своей находке, которую сделал нынешней осенью.
— Пандемия и связанное с ней дистанционное обучение помогли мне начать ремонт в здании спортклуба, — поделился с нами Александр. — Я его давно планировал, но как-то не получалось: работа хоть и небольшая, но грязная и пыльная. Нужно было убирать штукатурку, долбить стены. В пандемию времени оказалось сколько угодно, и я с чувством, толком, расстановкой приступил к ремонту. Каково же было моё удивление, когда в одной из стен я нашёл… погон-курсовку, который мне показался очень старым. А потом из-под штукатурки показалась аккуратно свёрнутая записка.
“Здесь в поте лица спали и работали с 22 февраля по 1 марта Нижибовский, Соловьёв, Анциферов и МПО Евгений Леонидович”, — было написано в послании. И дата — 22 февраля 1988 года.
Почтальон по имени Случай
Обнаружив послание, Александр занялся расследованием. Было понятно, что Нижибовский, Соловьёв и Анциферов — скорее всего, курсанты. Захотелось их найти и расспросить, что занесло ребят перед Днём советской армии на целую неделю в мастерские, как потом сложилась их судьба. Интерес подогревало ещё и то, что в этом году КИВТ отмечает юбилей — 90 лет с момента создания в Красноярске специализированного учебного заведения речников.
— Этот случай напомнил мне истории про письма в бутылках, бросаемые в море, — говорит Сахариленко. — Письма, которые почтальон по имени Случай доносит через годы точно по адресу. Мы подняли архивы, и нам повезло — нашли ребят. Они окончили училище, пережили лихие 90-е годы, получили другие профессии, но не забыли курсантскую дружбу и сегодня, спустя более чем три десятилетия, поддерживают друг друга. Они не пошли работать на флот. Один стал юристом, второй — водителем-дальнобойщиком, третий работает в правоохранительных органах. Но знания, полученные в училище, до сих пор им помогают. Ведь наши выпускники получают отличное техническое образование. А ещё ребята с огромной теплотой вспоминают свою классную руководительницу — Констану Павловну Шемелину. Сейчас она уже на пенсии, за время работы в училище воспитала сотни мальчишек, успехами каждого из них можно гордиться.
Шалость удалась
Обучение в училище было рассчитано на три года восемь месяцев. Жили ребята, даже если они были городскими, в казармах, чтобы выйти в город, нужно было получить увольнительную. Поступали после окончания восьмилетки, совсем мальчишками, поэтому приходилось с каждым курсом хорошенько прорабатывать дисциплину. Нижибовский, Соловьёв и Анциферов в мастерской оказались из-за того, что вовремя не выполнили курсовую работу. Её, конечно, пришлось всё равно написать, но ещё и параллельно освоить профессию штукатура-маляра — поработать на благо родного училища. Это сейчас общественно полезные работы в учебном заведении — что-то из ряда вон, а 30 лет назад такая практика была обычной и в школах, и в вузах. Ну, а какой мальчишка обходится без шалостей?! Написали записку и замуровали в стену. Зачем — уже и не припомнят. А для потомков поместили рядом погон-курсовку. Третий курс они всё-таки почти закончили, на следующий учебный год пришлось бы покупать новые комплекты. Получился такой маленький привет из прошлого. Сергей Соловьёв, кстати, вспоминает, что и настоящая речная практика у него была, всё как положено — курсантом в навигацию он ходил до Дудинки, перевозил пассажиров.
Курсантская школа
За 30 лет, что прошло с тех пор, когда учились наши герои, многое изменилось и в стране, и в Красноярске, и в самом училище. Но мальчишки — это всегда мальчишки. Их манят приключения, они любят копаться в технике, мечтают стать капитанами, стараются быть дисциплинированными, но и без озорства не обходится. В институте ребята получают специальности судоводителей, судомехаников и электромехаников, и каждый выпускник, который прошёл курсантскую школу, становится настоящим мужчиной.
Сейчас в Красноярском институте водного транспорта учатся почти тысяча курсантов, кого-то из них судьба и карьера обязательно приведёт на капитанскую должность. И даже немного жаль, что “штукатурно-малярная практика” в учебных заведениях России сходит на нет. Какие письма могли бы оставить сегодняшние курсанты будущим поколениям?
90 лет на Енисее
Индустриализация Красноярского Севера — Норильска и Игарки в первые десятилетия ХХ века стало мощным толчком для развития судоходства на Енисее. В те годы в нашем городе специалистов для речного флота готовило фабрично-заводское училище при судоремонтном заводе. Но с каждым годом профессионалов нужно было всё больше. Поэтому в 1930 году в Красноярске было решено открыть техникум водных путей сообщения для обучения судомехаников-паротехников и судоводителей речного, озёрного и малого каботажного плавания, судомехаников двигателей внутреннего сгорания и гидротехников. Менялись эпохи и технологии, менялся и техникум, сейчас это филиал Сибирского государственного университета водного транспорта. За 90 лет учебное заведение выпустило более 16 тысяч специалистов. В 1940-е бывшие курсанты защищали Родину на полях сражений и работали в тылу, в мирные годы трудились и продолжают трудиться на флотах Енисея, Лены, Ангары, Чукотки, Хатанги. И, по словам директора КИВТ Натальи Боровых, как и десятилетия назад, сто процентов выпускников востребованы, каждый из них может найти работу по душе.