Бизнес

Как коронавирус помог “Агроферме Нектар” выйти на новые рынки

Пандемия, самоизоляция, кризис заставили многих предпринимателей перестраивать свои бизнес-процессы.

Как коронавирус помог “Агроферме Нектар” выйти на новые рынки

Пандемия, самоизоляция, кризис заставили многих предпринимателей перестраивать свои бизнес-процессы. Делать это приходилось быстро. Буквально с колёс компании вводили новые продукты, начинали онлайн-проекты, искали интересные ниши. Красноярское фермерское хозяйство “Агроферма Нектар” в карантинный период смогло запустить доставку своей продукции, найти партнёров и даже выйти на новые рынки. Коронавирус для них стал мощным толчком к развитию.

Пчеловодство как бизнес

Основатель “Агрофермы Нектар” Виталий Пчёлкин никогда не думал, что свяжет свою судьбу с сельским хозяйством. “Тем более никогда не было мысли — заняться пчеловодством. Я имел весьма смутное представление о том, как ухаживать за пчёлами, содержать пасеку, получать мёд. Но у меня восемь лет назад умер дядя в Ирбейском районе. Он оставил десять ульев. Их надо было кому-то забрать. Так всё и началось”, — рассказывает он.

Эти ульи и стали основой будущей агрофермы. Для пчёл нашли хорошее место недалеко от села Маганск Берёзовского района. Что стало одним из важных факторов в будущем успехе. Именно здесь, в таёжной местности, мёд получался вкусный и ароматный. “Пасека находилась в тайге, где много разных медоносов — василёк, донник, расторопша. Это повлияло на качество продукта. Первыми нашими “клиентами” стали родственники, друзья, соседи. Всем мёд пришёлся по душе. Стало понятно, что можно начинать активную торговлю”, — вспоминает Виталий Пчёлкин.

От знакомства с пчеловодством до первых существенных продаж прошло несколько лет. Много времени у Виталия Пчёлкина ушло на обучение ремеслу пчеловода. Он по образованию архитектор и на тот момент был генеральным директором одной из строительно-девелоперских компаний города. “Я понял, что пчеловодство дело непростое. Здесь не всегда помогут литература или курсы в интернете. Надо постоянно практиковать. Только на пасеке можно понять, как всё работает”, — поясняет основатель “Нектара”.

Переломным моментом для агрофермы стало расширение линейки. Несколько лет назад жена Виталия привезла в Красноярск из Казахстана ведро вишни. Супруги планировали сделать варенье для себя. У Виталия возникла идея при варке добавить в вишню таёжных трав и специй. Получился необычный продукт и новая бизнес-идея. “Это было перед Новым годом. Было решено купить красивые баночки для мёда и варенья, сделать этикетки. Вместе со своим продуктом мы попали на рождественскую ярмарку. Баночки раскупались очень быстро. С тех пор люди нас узнали, стали проявлять интерес. Мы постепенно начали расширяться”, — рассказывает Виталий Пчёлкин.

В этот же период в строительном бизнесе, где работал Виталий, начался кризис. Стало понятно, что сельское хозяйство превращается из хобби в настоящее дело жизни.

От мёда к цукатам и сбитню

В агроферме быстро поняли, что вишнёвое варенье это лишь начало расширения линейки продуктов. Заниматься только мёдом было неразумно. На тот момент в Красноярском крае в медовой нише уже работало больше тысячи компаний. В такой конкурентной среде надо было выделяться. “Мы пошли дальше и начали готовить варенье из сосновых шишек, цукаты из сосновых побегов и шишек. Появилась линейка сбитней и медовуха. Напитки мы отправляли друзьям, знакомым, клиентам во все страны мира. Получили очень лестные отзывы. Конечно, в сельскохозяйственном бизнесе очень важно соотношение цены и качества. Мы сами производим продукт, собираем дикоросы — шишки, ягоды, побеги, поэтому себестоимость ниже и качество высокое”, — рассуждает основатель “Агрофермы Нектар”.

Помимо тандема “цена-качество” в агробизнесе важно наладить сбыт. Как признаётся Виталий Пчёлкин, для компании это было непросто — не хватало понимания и знаний, как это сделать быстро и эффективно. На помощь пришло агентство развития бизнеса (центр “Мой бизнес”). Они помогли агроферме попасть на международную выставку в Москве. “Центр оплатил нам выставочное место. Более того, так как мы на подобных выставках были впервые, многого не знали, сотрудники центра нас постоянно консультировали, во всём помогали”, — делится Виталий Пчёлкин.

За плечами агрофермы уже две выставки в столице. Именно благодаря им о продукции “Нектара” узнали за пределами Красноярского края. Это помогло найти первых региональных партнёров и открыть точки продаж в Москве.

Пандемийные возможности

К началу 2020 года в линейке “Агрофермы Нектар” кроме конфитюров, мёда и варенья появилась пчеловодческая продукция для здоровья — перга, пыльца, различные настойки. В планах компании было открытие своего магазина в Сочи. Однако коронавирус эти планы поменял.

Первое, что сделала агроферма, — запустила онлайн-бронирование товара и доставку его по городу. Виталий Пчёлкин: “Мы понимали, что сейчас надо очень быстро перестраивать систему продаж. Покупательная способность снижается, люди не выходят из дома. Я сам лично сел за руль и стал разводить нашу продукцию. Всю весну и начало лета доставка нас сильно выручала. В августе магазинам разрешили открыться, и уже стало гораздо легче”.

Кроме того, во многом именно пандемия подтолкнула создателя “Нектара” к поиску новых партнёров. В линейку агрофермы вошла продукция сочинской компании “Мелмур” — трутневые гомогенаты, маточное молочко. Томское предприятие Sibireco поставляет для “Нектара” кедрокофе и чагочай. “Со многими партнёрами мы были знакомы ещё до пандемии. Например, с компанией “Саянский цветник”, которая занимается сбором разных чайных трав, мы вместе поставляли продукцию для Универсиады. Но сейчас стали работать ещё плотнее”, — рассказывает Виталий Пчёлкин.

По его словам, спрос на натуральную, экологически чистую продукцию сегодня растёт не только в России. Товарной линейкой “Агрофермы Нектар” интересуются западные компании. Сейчас предприятие ведёт переговоры с Чехией о поставках мёда и конфитюра. “Конечно, выстраивать отношение с западными партнёрами очень непросто. Но нам здесь очень серьёзно помогает центр “Мой бизнес”. Они взяли на себя расходы по доставке нашей продукции на пробу чехам. Плюс к этому оказывали консультационные услуги во время переговоров с иностранцами. Сами бы мы с этим не справились”, — делится основатель компании.

Расширение сети в России и Европе

Планов у “Агрофермы Нектар” много. Виталий Пчёлкин не оставляет идею открытия собственного магазина в Сочи. Как только эпидемиологическая ситуация улучшится, он вернётся к этому проекту. А пока основатель бизнеса активно расширяет сеть в Красноярске. В конце ноября он открыл ещё одну точку продаж в ТК “Квант”. Кроме того, свою продукцию агроферма сегодня реализует через цветочные салоны. Это тоже ноу-хау Виталия Пчёлкина. Логика простая: часто цветы покупают к каким-то праздничным датам, а сладкие наборы могут стать дополнительным подарком.

Для освоения европейского рынка в следующем году компания планирует сделать свой сайт. “В этом вопросе мы рассчитываем на поддержку центра “Мой бизнес”. Сами мы мало понимаем в этом, сосредоточены на производстве продукта, поэтому их помощь нам необходима “, — заключает Виталий Пчёлкин.

Интерес к продукции “Агрофермы Нектар” есть со стороны предприятий из Франции, Испании, Польши и многих других стран. По словам основателя компании, сейчас прорабатывается вопрос о создании экспортного альянса, куда войдут предприятия — производители уникальной продукции Красноярского края. С помощью такого альянса будет проще поставлять местные товары в Европу.

Сегодня у “Агрофермы Нектар” уже около ста ульев. В планах строительство цеха по переработке медовой продукции и ягод. По словам Виталия Пчёлкина, за все эти годы он ни разу не пожалел, что когда-то променял строительный бизнес на сельскохозяйственный. “Пчёлы меня многому научили. Например, терпению, сосредоточенности и даже дотошности. Именно эти качества нам помогают выдержать пандемию и двигаться дальше”, — резюмирует он.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА