Общество
Сергей Волков: “Наша независимость уже принесла много пользы”
Председатель Общественной палаты Сергей Волков о том, как, оставаясь вне политики, можно менять жизнь в городе.
Возможно, многие горожане относятся к Общественной палате Красноярска как к ещё одной площадке, где социально активные граждане могут просто “сбросить лишний пар”. Ни к чему не обязывающие рекомендации, некие права по контролю надлежащего исполнения решений местной власти... Однако это, скажем так, поверхностные суждения. Не знаем, как в других городах, но у нас Общественная палата получилась боевитая. Её представители проявляют себя во всех сферах жизни огромного мегаполиса, а привычные ссылки ряда чиновников на общественное мнение теперь упираются в требование назвать фамилию, имя и отчество этого самого “мнения”. Одним словом, председателю палаты Сергею Волкову есть что нам рассказать.
Мы за правду
— Официально общественная палата — это площадка для взаимодействия людей, живущих в Красноярске, и муниципальной власти, — отметил в начале разговора Сергей Александрович. — Важно, что наша палата на самом деле стала местом, где идёт поиск оптимальных решений самых насущных проблем горожан, компромисса между требованиями общественности и возможностями администрации. Мы с помощью различных экспертов разрабатываем рекомендации для городского Совета депутатов и мэрии, а также осуществляем вневедомственный контроль.
Я всего лишь год с небольшим работаю председателем палаты, но лично мне очень приятно, что нам удалось сделать по-настоящему независимую структуру. Мы вне политики, мы совершено самостоятельны и можем свободно заниматься любыми проблемами горожан. У нас нет никаких технических заданий от действующей власти. Честно говоря, в других городах такие органы, как наша палата, нередко становятся инструментом для продвижения необходимых решений, в том числе политических. Тут хочу поблагодарить Сергея Васильевича Ерёмина: ни он, ни его подчинённые абсолютно не вмешиваются в наши дела. Диалог у нас идёт на равных, и, если есть проблемы, мы о них говорим. Наша независимость уже принесла много пользы.
Не всё у нас хорошо. Некоторым чиновникам хочется всыпать по первое число. Часть из них просто не понимает, что они работают для людей. Однако хочу особо отметить, что даже за самые резкие высказывания представителей Общественной палаты Красноярска никаких репрессий не было.
Снова о COVID-19
— Пандемия коронавируса внесла серьёзные коррективы в нашу работу, — признаётся Сергей Волков. — Мы практически каждый день принимали участие в каких-либо профилактических и контрольных мероприятиях. Например, в рейдах по общественным местам. Совместно с полицией, представителями Роспотребнадзора и администрации мы проверяли торговые центры, открытые площадки... Общественный транспорт для меня и так как родной. Главное, что есть результат — порядок всё-таки появился. Было всякое, до скандалов доходило, но люди стали нормально реагировать на требования соблюдать меры безопасности.
Всё это время мы были в постоянном контакте с нашей общественностью. Бывали моменты, когда нам приходилось поднимать выявленные проблемы и ставить перед оперативным штабом по борьбе с коронавирусом и предлагать решения. Многие наши предложения были приняты. Например, ситуация со школьниками-выпускниками. Было много обращений от родителей, что учащиеся 9-х и 11-х классов не смогут в удалённом режиме нормально подготовиться к экзаменам. Мы провели необходимые консультации с экспертами и направили обращение к министру образования края. Через пять-семь дней было принято решение вывести старшеклассников на учёбу.
Рейдеры в ЖКХ
— Хочу отметить основательную работу нашей комиссии по городскому хозяйству и экологии. Они и просвещением занимаются, и с жителями в постоянном контакте, и обращений достаточное количество. Один из последних примеров эффективной работы комиссии — борьба с рейдерскими захватами в ЖКХ. В Красноярске довольно много желающих сменить управляющую компанию в своём доме. Люди, как правило, делают всё по закону — собирают подписи, проводят собрания, оформляют весь необходимый пакет документов... И вдруг в нашем стройнадзоре появляется заявка от совсем другой УК, причём с очевидно подделанными подписями жильцов, и стройнадзор почему-то выдаёт им лицензию.
Мы вытащили эту проблему на свет. Это потом к её решению подключился ряд политических партий. Сейчас могу сказать, что по тем обращениям, что у нас были, мы рейдерские захваты отбили. Но такие ситуации возникают по всему городу — это стало массовым явлением. Сейчас мы отрабатываем обращение к губернатору края — по факту эта проблема действительно решается на его уровне. Так что в ближайшее время Александр Викторович Усс получит наше обращение.
Проблемы экологии также в фокусе внимания палаты. Об этом мало известно общественности, потому что мы не устраиваем из этого политического шоу. Мы реагируем абсолютно по всем направлениям — от теплостанций СГК до общественного транспорта. В частности, в нашем городе в конкурсные требования к перевозчикам включено условие о выполнении маршрутов на современных автобусах экологического класса не ниже ЕВРО-4. Также мы принимали активное участие в обсуждении схемы движения большегрузного транспорта.
Неудобно, но так, как нужно
— Недавно в палате появился Михаил Павлович Шубский, который возглавил рабочую группу по культуре, и за три месяца это направление ожило. Сейчас мы прорабатываем целый ряд проектов, подготовили некоторые рекомендации. В частности, перед Новым годом предложили не проводить массовые мероприятия. Здесь позиция палаты была однозначной: здоровье людей важнее, чем развлечения. К нам прислушались, но и праздничную атмосферу смогли сохранить.
Сложная финансовая ситуация сложилась в первую волну пандемии с парком флоры и фауны “Роев ручей”, который долго был закрыт. Но, вопреки заявлениям некоторых провокаторов, звери не голодали. Мы провели всестороннюю оценку возможностей парка по обеспечению безопасности посетителей, получили все необходимые гарантии, и он открылся.
У нас работают советы по независимой оценке качества образования и культуры. К сожалению, чиновники нередко контролируют работу таких учреждений довольно формально. У Общественной палаты иной подход, и действующая система оценок вызывает массу замечаний. Нам кажется, что нужно учитывать те критерии, которые действительно нужны, а не которые удобны. Поэтому мы стимулируем те учреждения образования и культуры, которые привыкли работать в облегчённом режиме. Нам же, как представителям общественности, нужно качество.
Всё по закону
— Из-за введённых на период пандемии коронавируса ограничений произошёл резкий (в разы!) всплеск незаконных продаж алкоголя. Мы давно и плотно работаем по этому направлению. Активная позиция по этому вопросу позволяет придать особую значимость этой проблеме и более тщательно относиться ко всей цепочке нелегальной торговли, вплоть до производства. На нашей памяти полиция смогла пресечь в Красноярске деятельность не менее трёх подпольных цехов, где были изъяты десятки тысяч литров контрафактного алкоголя. Мы смогли придавить эту “гидру”. Сейчас она снова поднимает голову — будем принимать меры.
Очень сложная ситуация с нестационарными торговыми объектами (павильоны, ларьки. — Прим. автора). Многие из них сейчас оказались вне закона. По этому направлению работает и администрация, и депутаты городского совета. Известна позиция Сергея Васильевича Ерёмина по этой проблеме: “С павильонами нужно что-то делать, потому что многие из них — это пережиток 90-х годов прошлого века”. Мы после консультаций с представителями нашего малого бизнеса тоже готовим свои рекомендации и обязательно предоставим их городской администрации и депутатам.
У нас в городе хватает хороших примеров по модернизации торговых павильонов. Однако заметная часть наших предпринимателей не готова к изменениям. Есть те, кто говорит: “Оставьте всё как было и ещё дайте нам возможность продавать палёную водку”. Недавно был вопиющий случай. На улице Новгородской есть комплекс павильонов. Они обращались к нам за поддержкой. Мы нашли там целый ряд проблем, выдали свои рекомендации. Через некоторое время проверили и выяснили, что стало хуже, чем было: и просрочкой торгуют, и санитарных книжек нет, и некие граждане там продают неизвестно что, сами непонятно откуда, без разрешительных документов. В таких случаях мы будет отрабатывать жёстко — всё должно быть по закону.
Дела житейские
— Сейчас мы активно работаем над рекомендациями по школьному питанию. Для этого формируется отдельная рабочая группа. Довольно сложная проблема, где многое зависит от личных вкусов. Получаем мы жалобу: “Нашего ребёнка плохо кормят”. Приходим — нормальная еда. Просто ребёнок привык чипсы и макароны с сыром кушать. Ситуация усугубляется предстоящим банкротством городского комбината школьного питания.
Нас постоянно приглашают проконтролировать качество ремонта городских автодорог. На улице Марковского подрядчику пришлось несколько раз перекладывать асфальт — впервые, пожалуй, за всю историю Красноярска. Раньше ведь как было — сделал и сделал. Сейчас так проскочить уже не получится. Теперь нас приглашают и ремонт федеральных автодорог оценить. На мой взгляд, сделано неплохо, качественно.
Непростая ситуация с бездомными животными. Мы отчётливо понимаем: федеральный закон не решает эту проблему. Как известно, любители животных к людям довольно часто относятся плохо. Так и здесь получилось. Бюджеты города и края получили дополнительную финансовую нагрузку, причём деньги там нужны колоссальные. Собак ведь теперь нужно содержать пожизненно. У нас есть относительно недорогое решение — поддерживать несколько уже работающих приютов. Получится в разы дешевле.
Учиться, учиться и ещё раз учиться
— Над нами нередко посмеиваются: “Вы у нас специалисты широкого профиля — разбираетесь во всём”. Шутки шутками, но у меня нет технического образования, а про автобусы знаю, наверное, всё. Практика — мерило истины. Сейчас пореже, но раньше раз в две недели был визит в автотранспортное предприятие. Ещё надо отдать должное нашим хорошо воспитанным перевозчикам, которые иногда нехотя, со скрипом, но идут навстречу. Очень много вопросов, и найти нормальное решение не так просто, как кажется. Это полноценное погружение, постоянные консультации, привлечение экспертов.
Не ныть
— Я очень люблю наш город, но у нас многие красноярцы любят поныть. Что бы ни сделал — всё плохо. Кроме того, без уважения, безответственно относятся к уже реализованным проектам. Помните, как порезвились вандалы на нашей замечательной правобережной набережной? И уже тогда у нас в палате была позиция: сделали хороший проект — сразу ставьте видеокамеры, и наряды полиции пускай ходят регулярно.
Большая часть депутатов и сотрудников администрации у нас в городе — это люди дела. Другой вопрос, что мы на многие проблемы смотрим с разных сторон, и это нормально. Посидели, экспертов послушали, иногда даже поругались за дело, эмоции выплеснули, но именно так получаются хорошие решения. Меня ведь уже не раз некоторые аккуратно просили вести себя потише, но тут один ответ: “Вам губки накрасить или представление о реальной ситуации получить? Правда нужна? Тогда слушайте”.
При этом у нас всё происходит открыто. Но это не значит, что любой может ворваться к нам в середине совещания. Есть процедура, которую нам прописали депутаты горсовета. Пишите заявление за 10 дней, сообщите, как именно вы хотите присутствовать — онлайн или лично, чтобы мы могли нормально всех разместить. У нас много таких людей со стороны присутствует. Но у нас есть одно правило: пришёл — участвуй. Мы тебя обязательно выслушаем, обсудим и проголосуем.
Акцент
Общественная палата Красноярска создана в марте 2015 года по решению городского Совета депутатов. В её состав входят социально активные граждане и представители различных общественных объединений. Члены палаты работают на добровольной основе, без денежного вознаграждения. Более подробную информацию о городской Общественной палате можно найти на официальном сайте администрации Красноярска. Там же размещён отчёт о результатах её деятельности в 2020 году.
Цифры
27 человек входит сейчас в состав Общественной палаты Красноярска. Одно место, которое должно быть занято по списку главы города, пока свободно.
4 комиссии создано в палате: по градостроительству и транспорту; по городскому хозяйству и экологии; по экономике и городскому самоуправлению; по социальной сфере.
Более 40 дел о нарушении прав жителей многоквартирных домов Красноярска на выбор управляющей компании выиграно в суде.
35,7 тысячи саженцев деревьев и кустарников проверено членами Общественной палаты в 2020 году — их наличие и состояние.
12 перевозчиков общественного транспорта находится на контроле.
Более 120 общественных инспекций сделано в 2020 году.