Экономика
Антисептики, корма для животных и IT. Для каких красноярских компаний 2020-й стал успешным
Рассказываем, как красноярский бизнес нашел возможности для роста в пандемию.
Почти год мир живёт в режиме пандемии коронавируса. Этот период стал тяжёлым испытанием для экономики. На планете миллионы предпринимателей понесли гигантские потери или совсем лишились своего бизнеса. Тем не менее даже в этой ситуации нашлись люди, которые восприняли ситуацию как вызов и возможность для роста. Немало таких и в Красноярске.
Об интересных бизнес-идеях и перспективных проектах 2020 года “Городским новостям” рассказали в муниципальном центре содействия предпринимательству.
Успех сибирского антисептика
Антисептики стали одним из самых востребованных товаров в 2020 году. Дешёвые и дорогие, в больших канистрах и маленьких пузырьках — расходилось всё очень быстро.
Предложили свой вариант ставшего столь популярным продукта и красноярские предприниматели. Причём на рынок они выпустили не просто обеззараживатель для бытового использования, а антисептик на основе пихтового масла. Такой спрей для воздуха делают в Красноярске с весны прошлого года, рассказала основатель группы компаний “Дары Сибири” Ирина Бондарь. По её словам, 2020-й подтвердил тенденцию на рост популярности натуральных продуктов из Сибири. Коронавирус и общий спад экономики предпринимателям не помешали. Напротив, иммуноподдерживающие, целебные свойства таёжных даров и продуктов их переработки пришлись как нельзя кстати в этот период.
Более того, осенью 2020 года сибирские продукты получили признание на выставке “Питерфуд” — выиграли там три медали: две за сбитень на основе таёжных трав, одну за васильковый мёд. В ближайшее время компания планирует открыть магазин с традиционными продуктами Красноярья: мёдом, сбитнями, антисептиками, полезными экстрактами на основе трав и ягод. Ждут сибирскую органику и в Европе — переговоры ведутся с компаниями Беларуси и Чешской республики, где предпочитают органические продукты. Ирина Бондарь говорит, что в Старом Свете есть всё, но тайги там нет, поэтому перспективы сотрудничества с западными странами у наших предпринимателей очень хорошие.
Кормить всех
Ещё один перспективный сектор — реализация продуктов для животных. Четвероногих друзей у красноярцев всё больше, увеличивается и спрос на качественную еду для домашних питомцев. Владимир Черненко, руководитель компании по продаже кормов “Ле’муррр”, говорит, что сейчас этот рынок показывает стабильный рост. У Владимира три магазина по франшизе с крупным федеральным игроком, на очереди третий.
— Люди стали относиться к своим питомцам более ответственно, — рассказывает предприниматель. — В Красноярске всё стандартно. Наши горожане любят породистых шотландских вислоухих кошек. А из собак отдают предпочтение йоркам и чихуа-хуа. Таким животным требуется специальный уход, и, если кормить их неправильно, они быстро начинают чахнуть. Наш ассортимент позволяет закрыть потребности в кормах для большинства пород собак и кошек, и средствам по уходу, витаминам, ветеринарным препаратам.
Интересно, что среди работников магазина сплошь владельцы породистых животных. Они вместе со своими покупателями прошли этап, когда корма приобретались без учёта особенностей питания. И сейчас помогают людям сохранить здоровье четвероногих друзей.
По словам Владимира, его магазины открыты по франшизе федеральной сети, которую организовал крупный поставщик и дистрибьютор товаров для животных. Условия, на которых строятся эти отношения, помогают оставаться на плаву. Сейчас предприниматель планирует открыть ещё два магазина, ведь у этого рынка отличные возможности для роста.
Танцы в “Зуме”
За период самоизоляции красноярцы очень соскучились по движению. Это видно по большому наплыву учеников в школе танцев “Карамелия”. Основатель студии — Екатерина Лакеева — раньше работала хореографом в муниципальном центре. Ещё до пандемии вместе с супругом Романом она решила открыть своё дело. Сняли помещение, несколько месяцев поработали самостоятельно, успели даже сделать большой спектакль, выступить на конкурсе в Новосибирске, занять там призовое место. Пришлось потрудиться, ведь учеников на тот момент было немного, а спектакль хотелось сделать полноценным. Получилось 18 номеров. С началом пандемии пришлось перейти на удалёнку. Занятия проводили через Zoom — платформу для дистанционных мероприятий. Оказалось, что такой формат может быть очень успешным. Правда, когда речь идёт о детях, занятия становятся гораздо эффективнее, если рядом есть контролирующий взрослый, например кто-то из родителей. Сложней было тем ученикам, рядом с которыми таких взрослых не было.Но вот ограничения сняли, и в школу практически сразу записалось более ста человек. Есть среди них и взрослые — те, кто раньше занимался хореографией. В “Карамелии” работает несколько разновозрастных групп. Успех школы можно связать с тем, что она находится на улице Ястынской — в районе новостроек, где много молодёжи, семей с детьми. А ещё тем, что это хоть и частная, но практически профессиональная школа. Занимаются здесь серьёзно — четыре раза в неделю по два часа, есть дополнительные уроки. А когда готовятся к конкурсам или спектаклям, ученики проводят в “Карамелии” ещё больше времени.
“Практически живём в школе”, — говорит Екатерина.
В планах семьи Лакеевых — заявка на президентский грант. Екатерина и Роман хотят создать школу, в которой будет не только хореография, но и обучение информационным технологиям, иностранным языкам. И чтобы дети могли заниматься бесплатно, за счёт средств, которые выделяет государство на дополнительное образование по сертификатам персонифицированного финансирования.
Для запада и востока
Режим самоизоляции заставил большинство российских компаний перейти на удалёнку. Ситуация оказалась выигрышной для IT-организаций, которые занялись созданием удалённых сервисов и предоставляли виртуальные платформы для работы бизнеса. Красноярский предприниматель Андрей Коробейников, у которого своя IT-компания, говорит, что дистанционка дала большой приток клиентов. И не только местных. Больше всего новых пользователей его услуг пришло из Москвы.
— Красноярск — один из лидеров в России по качеству интернета, скорость хорошая, цена конкурентная, — рассказывает Андрей Коробейников. — У нас исторически была высокая конкуренция среди провайдеров, это дало возможность для создания мощных дата-центров. Кроме того, недорогое и устойчивое электричество. Это наши преимущества. Плюс невысокие по сравнению со столичным регионом цены. Вот и приходят москвичи.
Есть у компании клиенты из Таиланда, стран ближнего зарубежья. В планах — развитие на западном и восточном направлении. Интерес представляют как европейские регионы, так и Иркутск.
По словам Коробейникова, руководители компаний за время самоизоляции поняли, что у дистанционки есть масса плюсов, прежде всего это доступность работы с файлами из любой точки мира. А уровень защиты данных в облаке такой же высокий, как и на серверах внутри каждой отдельной компании.
Красота в подарок
Предприниматели Максим и Елена Грицан развивают свой бизнес в Красноярске восемь лет. У них школа-студия перманентного макияжа Elena Green.
— Начинали с азов, а потом быстро догнали конкурентов, — рассказывает Максим Грицан. — Самое главное достижение в нашем бизнесе — мы помогаем женщинам стать красивее, делая им татуаж. И школа у нас одна из самых старых в Красноярске — более 500 выпускников. Даём людям перспективную профессию. Особенно актуально это сейчас, когда люди потеряли работу из-за пандемии. Обучение у нас длится недолго, но уже по своему опыту знаем, что учиться надо всю жизнь.
В пандемию школа-студия не работала — учить дистанционно перманентному макияжу невозможно. А вот после снятия ограничений начался ажиотаж, клиентам и ученикам даже приходилось ждать, пока подойдёт их очередь, настолько вырос спрос на услугу перманентного макияжа.
Есть у этого бизнеса и социальное направление: в студии бесплатно делают татуаж бровей женщинам, прошедшим через химиотерапию. Единственное, что просят клиентов сделать перед записью на перманентный макияж, — проконсультироваться с лечащим врачом.
Сейчас семья Грицан готовит к открытию филиал своей школы-студии. Взяли ипотеку на покупку помещения, разрабатывают дизайн студии, подходят к этому очень тщательно. Развитию бизнеса не помешали ни пандемия, ни прибавление в семье. В 2020 году у Елены и Максима родился третий ребёнок, они стали многодетными родителями.
— Сложно растить детей и одновременно развивать бизнес, но мы стараемся, — говорит Максим Грицан. — При оформлении ипотеки на помещение для школы-студии воспользовались поручительством муниципального центра содействия предпринимательству. Именно в пандемию занялись этим. Непростая эпидемиологическая ситуация не продлится вечно, когда-то закончится. Так что работать надо. На достигнутом останавливаться не собираемся. Большие перспективы у соцсетей, они помогаю продвигать услуги. Поэтому развиваем свой инстаграм. Так что планов у нас хватает.
Помощь
Все компании, о которых мы рассказываем в этой публикации, в 2020 году воспользовались помощью, которую предоставляет бизнесу муниципальное автономное учреждение “Центр содействия малому и среднему предпринимательству” (МАУ “ЦС МСП”), созданное администрацией Красноярска.
Организация консультирует начинающих и уже опытных бизнесменов по многим вопросам. Это и выбор организационно-правовой формы осуществления деятельности, и создание бизнес-плана, и налоговая отчётность, и формы государственной и муниципальной поддержки субъектов предпринимательства. В центре проводят для бизнесменов семинары, лекции, помогают оформить заявки на гранты, предоставляют поручительство по договорам лизинга, кредитам и займам. Получить помощь муниципального центра могут как предприниматели, так и граждане, зарегистрированные на территории Красноярска и желающие реализовать свой социальный или коммерческий проект.