Экономика
Из-за пандемии в Красноярский край завезли меньше санкционных продуктов
При этом никакого дефицита в магазинах нет.
Рекордный урожай, который получили в прошлом году аграрии Красноярья (а они собрали порядка трёх миллионов тонн зерновых и зернобобовых культур), не только укрепил собственную продовольственную безопасность, но и позволил более активно вести торговлю зерновыми культурами с разными регионами России и зарубежными странами. Качество каждой тонны пшеницы, ржи и рапса, которые вывозятся за пределы края, подтверждено серьёзными исследованиями.
Такой основательный подход — и принцип, и практическая необходимость. Китай, к примеру, принимает во внимание только заключения лабораторий Россельхознадзора или аккредитованных этим ведомством организаций — и никому другому не верит. Есть внушительный список требований, переведённый на три языка — русский, китайский, английский. Все заявленные условия должны быть выполнены, иначе от ворот поворот.
В 2020 году наш регион отправил на экспорт почти в два с половиной раза больше зерна, чем в 2019-м. Государств, принимающих выращенные на сибирских полях хлебные злаки, прибыло за счёт Киргизии — туда впервые доставлены первые 16,1 тысячи тонн красноярской пшеницы.
— Зерновые культуры мы вывезли в 45 российских территорий, — рассказал руководитель Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Андрей Кулешов. — География обширная — от Калининграда до Камчатки. Наибольшие по объёму грузы отправились в Ленинградскую, Псковскую, Калининградскую области и Алтайский край.
Из продуктов животноводства под контролем Россельхознадзора в Монголию из края в прошлом году доставили 17,9 миллиона штук яиц (в 2019-м — 13,5 миллиона). И в первый раз за всю новейшую историю в соседнее государство поставлено свиное мясо от наших местных производителей.
Есть потребители нашей сельхозпродукции и в Японии. В этой стране в 2020-м купили шесть тонн мёда с пасек Красноярья — практически вдвое больше, чем годом раньше.
Такие результаты, с одной стороны, радуют, а с другой не могут не удивлять. Ведь из-за пандемии COVID-19 и длительного режима самоизоляции условия для проверок продукции и организации поставок в прошлом году были крайне сложные. Что касается импортных гастрономических товаров и, в первую очередь, фруктов, запрещённых к продаже на территории Российской Федерации, то их в крае в 2020 году изъяли 10,3 тонны.
— В основном это яблоки и груши из Польши и Бельгии, — ввёл в курс дела Андрей Кулешов. — Они, как правило, приходят к нам обезличенные — откуда, официально не заявлено. Начинаем искать на упаковках и ящиках маркировку или клеймо, и во многих случаях всё становится понятно.
По словам Андрея Владимировича, некоторые виды товаров сами, что называется, выдают себя с головой. Например, грушу сорта “конференция” выращивают преимущественно в Бельгии и уж точно не в России. Когда её обнаруживают, большая вероятность, что это санкционка.
По сравнению с прошлым годом, кстати, количество фруктов, которые поставщики пытались нелегально доставить до прилавков, снизилось очень существенно — на 8,7 тонны. “Ситуация с коронавирусом нам в какой-то мере помогла”, — комментируют в Россельхознадзоре. При этом никакого дефицита на прилавках не ощущается: свежие овощи и фрукты в большом ассортименте можно купить в Красноярске в любое время года.
В тему
Большой популярностью в мире по-прежнему пользуется красноярская лесная продукция. При этом меняется соотношение круглого леса и пиломатериалов, которые везут на экспорт. Кругляка мы стали продавать за границу меньше, а пиломатериалов для строительных нужд — больше. Переработанную древесину в 2020 году Красноярский край вывез в 44 страны. Основным экспортёром леса была и остаётся Китайская, его доля составляет 87,3 процента от общего объёма поставок за рубеж.
Нюанс
К автоматической системе “Меркурий”, позволяющей проводить мониторинг и сертификацию продуктовых товаров животного происхождения в электронном режиме, получили доступ более 26 тысяч хозяйствующих субъектов Красноярского края. В оформлении ветеринарных сопроводительных документов задействовано 1049 государственных ветврачей и 15 064 представителя предприятий-производителей.
По-прежнему при мониторинге выявляются случаи введения в оборот продукции неизвестного происхождения. В 2020 году установили 614 таких нарушений. Например, система “Меркурий” отследила несуществующий пункт по убою крупного рогатого скота в городе Норильске. Согласно документам, мясо говядины оттуда отгружалось автомобильным транспортом в Псковскую область в течение суток. При этом технически обеспечить поставки с Таймыра в европейскую часть России за такое короткое время невозможно. Деятельность фантомной площадки прекращена, материалы переданы в правоохранительные органы.
Фото: pixabay.com