ЖКХ и благоустройство
Глава Центрального района — о благоустройстве “парадных” улиц, борьбе с граффити и общении в инстаграме
Вадим Войцеховский рассказал о развитии территории, за которую он отвечает.
Пандемия нарушает жизнь города. Переносятся концерты, спектакли, спортивные матчи. Но даже в условиях ограничений реализуются интересные проекты, и внешне Красноярск меняется к лучшему. Вадим Войцеховский, руководитель администрации Центрального района, рассказал о благоустройстве “парадных” улиц и развитии всей территории, за которую он отвечает.
Красота состоит из мелочей
— Вадим Николаевич, я шла на интервью по проспекту Мира пешком, чтобы посмотреть на исторические здания в новогоднем убранстве. В этот раз они украшены даже более оригинально, чем раньше. Как удалось этого добиться?
— Ничего не происходит само собой, и за тем, что вы увидели, стоит большая кропотливая работа. Мы за неё взялись ещё в сентябре. Определили порядка 600 объектов, на которых предполагалось организовать праздничные локации и сделать подсветку. Привлекли к этому предприятия малого бизнеса. Разграничили участки и за каждым из них закрепили ответственных лиц из администрации. Мы в принципе практикуем такой подход, когда за состоянием каждой улицы и объекта следит конкретный человек: сотрудник экономического, юридического или любого другого отдела. Если где-то не убран мусор или появились несанкционированные граффити, они должны отреагировать — провести работу с собственниками этих помещений, чтобы навели порядок.
К Новому году нам удалось воплотить 80 процентов наших задумок. Мы долго разговаривали с предпринимателями, убеждали пойти навстречу. Второй год действуем по такой системе и сейчас уже не просто развешиваем мишуру и гирлянды, а оттачиваем мелочи. Например, наши соседи — организация по охране правопорядка — поставили у себя на балконе ёлочку. Я подумал, что будет неплохо, если такой же ёлочкой украсит свой балкон учреждение на другой стороне улицы — для симметрии. Позвонил, поговорил — и всё было сделано вечером того же дня. Скоро мы начнём готовиться к весенней посадке цветов. Надо уже сейчас понимать, где брать семена, какие будут клумбы и возле каких зданий их разбивать.
Кстати, в прошлом году в разгар ограничительных мер мы, с соблюдением всех мер предосторожности, организовали восемь базаров “Цветочная симфония” в сквере имени Пушкина. Оказалось, что это очень востребованный проект. В июле по многочисленным просьбам дополнительная площадка по торговле цветами и рассадой была открыта в Центральном парке. А в декабре мы провели ёлочные базары по семи адресам.
Теория разбитых окон
—Самовольные граффити — по-прежнему проблема?
— Очень большая проблема. Не проходит ни одного утра, чтобы на домах в центре города мы не наткнулись на пару-тройку картинок и надписей. Эти художества не так просто убрать: нужно подобрать точно такой же колер, каким окрашена стена. Это не всегда получается, и свежее пятно может выделяться.
Найти вандалов сложно, даже по видеокамерам: они, как правило, в капюшонах, лиц не видно. Ими движет примерно то же, что и клептоманами, которые крадут пачку сигарет в магазине: потребность пойти на риск и остаться непойманным. Но если не бороться с граффити, их будет появляться всё больше. Слышали о теории разбитых окон? Когда разбито одно стекло и никто его не заменяет, через некоторое время во всём здании не останется ни одного целого окна.
Пока я не знаю другого способа справиться с этой бедой, кроме длительного воспитания. Когда люди осознают, что дом — это не только их квартира, но и весь город, незаконные граффити станут дурным тоном. Помните, в 1990-е годы считалось неким шиком сесть за руль в лёгком опьянении? Сейчас если кто-то признается, что он так сделал, на него, скорее всего, посмотрят осуждающе. На то, чтобы мнение поменялось, потребовалось не меньше десяти лет.
Без дисбаланса
— Сейчас очень пристальное внимание уделяется благоустройству правого берега — Ярыгинской набережной, объектам в Кировском, Ленинском районах. А как вы относитесь к тому, что на первый план вышли другие территории?
— Не считаю, что существует какой-то дисбаланс. Много ресурсов вкладывается и в центральную часть города. В прошлом году, например, началось обустройство Качи, и через два-три года мы это место не узнаем. Буквально на днях мы там побывали, обсуждали идеи оформления. Изменения станут заметны уже этим летом.
В жилом районе “Покровский” полтора года назад открылся сквер “Дендросад” — площадка с уникальными зелёными насаждениями, привезёнными из разных городов и стран. Мы будем дальше его развивать и постараемся наполнить событиями, как и другие общественные пространства.
В 2020 году по объективным причинам движухи почти не было. Многие интересные традиции, которые были заложены в 2019 году, пока пришлось поставить на паузу. Например, полтора года назад на спуске из Центрального парка к Енисею каждое утро в солнечную погоду собирались человек 30. Делали пробежки, физические упражнения. Я туда тоже ходил вместо спортзала. Было несколько точек с энергоснабжением, с возможностью подключить свою электрогитару, спеть и потанцевать. На некоторых площадках можно было порисовать, почитать стихи. Если этим летом не будет более жёстких ограничений, мы всё это продолжим.
— Центральный парк берётся реконструировать международная компания. Процесс на контроле у губернатора, спонсором выступает РУСАЛ. Вы, как глава района, в этом участвуете?
— Всё, что находится на территории района, в любом случае моя зона ответственности. С парком пандемия отбросила нас на год. На сегодня подведены итоги конкурса концепций. Победили англичане, которые обустраивали парк к Олимпиаде в Лондоне, объекты в Париже, в Москве. Готовится проектно-сметная документация. Наш главный архитектор входит в комиссию по решению текущих вопросов. Во втором полугодии уже планируется начать работы, до 2023 года, по оптимистичным прогнозам, они должны закончиться.
Зачем главе "Инстаграм"
— Сложно ли работать с жителями? В Центральном районе живёт городская интеллигенция: пенсионеры, которые раньше трудились во властных структурах, их дети и, наверное, уже внуки, у которых тоже есть определённые запросы.
— Жителей Центрального района можно условно поделить на четыре категории. Первая — это те, о ком вы говорите: чуть больше 30 тысяч человек в историческом центре. Они принципиальны и требовательны в том, что касается ремонтов дворов, оформления фасадов, но это в том числе говорит о неравнодушии. Вторая часть — Покровка, частный сектор. С теми, кто там живёт, тоже в основном удаётся находить взаимопонимание. Регулярно выезжаем туда с рейдами, выясняем, как топятся печи и вывозится мусор. Третья группа — жильцы новостроек в жилом районе “Покровский”, в основном молодёжь — у них свои представления о благоустройстве, которые мы стремимся учесть. Четвёртая составляющая пока только намечается — Солонцы-2. Там возвели первую девятиэтажку. В перспективе, думаю, это будет довольно привлекательное место для проживания. В 2021 году из краевого бюджета планируют выделить 200 миллионов рублей для продолжения строительства переезда, который соединит микрорайоны Северный и Солонцы-2.
— В 2020 году вы начали вести прямые эфиры в инстаграме. Это эффективно?
— Такие трансляции проводятся ежемесячно. Мы уже ответили на 107 вопросов жителей, с каждым разом количество обращений растёт. Современные технологии вполне позволяют дистанционно общаться на насущные темы, по сути, так же, как и на очных встречах. Узнаём о проблемах из первых рук и оперативно реагируем.
Хочется праздника
— В Центральном районе немало предприятий малого и среднего бизнеса, причём в основном из сферы услуг. И по большинству из них довольно больно ударила пандемия…
— Больше всего от коронавируса пострадали рестораторы. Они приходили ко мне и спрашивали, что делать с шеф-поварами, приглашёнными на работу из Европы. Говорили, что отправлять их домой не вариант, потому что рано или поздно ограничения закончатся и встанет вопрос качественной кухни. Как только режим самоизоляции ослаб и стало понятно, что людям хочется праздника, мы пошли на компромисс. Организовали большое количество летних кафе. Разрешали вынести столики, но попросили их отделить от проезжей части цветочными кашпо в специальных стойках. Получилось красиво.
Нюанс
Вадим Войцеховский — бывший военный, и в этом есть плюсы. Конечно, на муниципальной службе не все вопросы решаются по заданному алгоритму, как в армии, где у каждого своё место в строю. Но любой процесс Вадим Николаевич стремится выстроить в систему, и это чаще всего идёт на пользу делу.