None

Строили на века и работали за двоих. Как красноярцы своим трудом приближали окончание войны

Красноярск претендует на получение почётного звания РФ “Город трудовой доблести”.

Строили на века и работали за двоих. Как красноярцы своим трудом приближали окончание войны

Коллективы предприятий краевого центра поддержат инициативу по присвоению Красноярску почётного звания РФ “Город трудовой доблести”. Такое решение было принято на встрече с мэром Красноярска Сергеем Ерёминым. Её участниками стали члены оргкомитета кампании, представители местных предприятий, которые внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

— Уверен, что вас, руководителей легендарных предприятий, где ковалась Победа, мне не придётся убеждать в том, что Красноярск этого звания достоин, — отметил на встрече Сергей Ерёмин. — Я также уверен, что большинство сотрудников ваших коллективов знают о вкладе красноярцев в Победу и поддержат инициативу о присвоении краевому центру почётного звания РФ “Город трудовой доблести”.

Представители предприятий решили присоединиться к кампании, к участию они подключат заводские музеи, профсоюзные организации и отраслевые СМИ.

— Мы понимаем, насколько важная работа начата. Поддерживаем её, — выразил общее мнение руководителей промышленных предприятий генеральный директор АО “Красмаш” Александр Гаврилов.

Напомним, с инициативой ходатайствовать о присвоении этого звания столице нашего региона выступили ветераны города — они обратились к главе Красноярска и в городской Совет депутатов. Народные избранники поддержали идею, вышли с соответствующим предложением на уровень края. По закону именно представители региональной власти могут обратиться к президенту РФ с ходатайством.

Жёны на производство!

26 июня 1941 на заводах и фабриках Красноярска прошли митинги. Сотрудники предприятий брали повышенные обязательства, чтобы своим трудом приблизить окончание войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР были отменены отпуска, установлены обязательные сверхурочные работы.

В городе развернулось движение “Жены на производство!”. 5 июля 1941 в газете “Красноярский рабочий” была размещена фотография с подписью: “Сменный мастер Красноярского механического завода И. П. Евдакимов помогает освоить профессию токаря домохозяйке А. Н. Бурмистровой, муж и брат которой ушли на фронт. Тов. Бурмистрова, придя на завод 24 июня, уже успешно выполняет простейшие токарные работы, отлично осваивая токарное дело”. В те дни газета отмечала: “Много советских патриоток пришло на транспорт. Они настойчиво учатся работать у станка, управлять реверсом паровоза, заменять путевого обходчика и бдительно охранять стальные километры железнодорожного полотна”… Летом-осенью 1941 года на производство в Енисейское речное пароходство приняли 275 женщин, из них в плавсостав — 165. В цеха паровозовагоноремонтного завода — 400. У станков заводов стояли женщины, подростки и старики.

Их называли “жаковцы”

О людях труда Красноярского края рассказывает книга “Созидатели”. В ней говорится и о тех, кто трудился на предприятиях нашего города в годы Великой Отечественной войны. Одна из героинь издания — Евгения Мордовина.

…В июне 1941 года Евгении было всего 14 лет. Уже тогда она подрабатывала уборщицей в школе.

“Я ведь в семье самая младшая — десятая по счёту, — рассказывала Евгения Павловна. — Когда началась война, маме было уже за шестьдесят. Отец к тому времени умер. Мы жили на пенсию в 95 рублей. Поэтому я училась в школе и одновременно работала”.

В феврале 1943 года Евгения устроилась на военный завод № 863 (позднее он стал называться “Краслесмаш).

“Думала, там полегче станет, — вспоминала Евгения Павловна. — Оказалось совсем наоборот”. На заводе работа была тяжёлая — изготовление снарядов. Смена — по 12 часов.

В книге отмечено: “Юная Женя быстро разобралась в механизмах токарного станка, который обтачивал снаряды для тяжёлой артиллерии. Только вот соседняя машина смущала — слишком часто оказывалась незанятой: сотрудников-то не хватает. “Станок стоит, значит, снарядов производится меньше, а если мы меньше их делаем, то как победим фашистов?” — такая мысль упорно крутилась в голове у вчерашней школьницы. В конце концов она не выдержала. Решила обслуживать сразу два станка”. Примером девушки вдохновились другие рабочие завода. На предприятии создали движение многостаночников, их называли “жаковцы”. Девичья фамилия Евгении была Жакова.

27-килограммовую заготовку снаряда девушке приходилось подхватывать одной рукой и запускать в станок. Быстро эта рука стала чёрной и покрылась металлическими занозами.

“Похлёбка у нас была… сейчас, наверное, в деревнях свиней таким не кормят, — рассказывала Евгения Павловна. — Называлась “затируха”. Готовили её просто — смешивали сероватую муку с водой. Зато есть было удобно — даже ложек не надо. Зайдёшь в столовую, выпьешь через край, и дальше — к станкам. Как сотрудникам завода нам полагался хлеб…. Правда, какой он был страшный! Кусок режешь, а он тянется за ножом: чего там только не было намешано! Мякина, жмых, мороженая картошка. Но ели. Мы с мамой так ждали победы, чтобы наесться настоящего хлеба!” Мякина — это отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких частей колосовых и бобовых растений, то есть шелухи.В конце войны врачи настойчиво рекомендовали Евгении перейти на более лёгкую работу, сказался тяжёлый физический труд. Тогда же вышел приказ о награждении её орденом Ленина. Позднее — в 1947 году — Евгения Павловна перешла в инструментальный цех того же завода, где проработала до самой пенсии.

Построили на века

В 1943 году пятнадцатилетнему Василию Сайкову дали путёвку в ФЗО. Приказали взять пару белья, еды на три дня и увезли вместе с другими ребятами из родной деревни Нижнеингашского района в краевой центр: сначала учиться, а потом работать на одном из эвакуированных заводов. О судьбе Василия Фомича также рассказывается в книге “Созидатели”.

В училище ребят не взяли, направили на цемзавод — осваивать плотницкое дело. Дали первое задание — покрыть крышу нового цеха.

“Стропила уже стояли, наша задача была прибить доски. Дали нам вот такие гвозди — сантиметров 18—20 длиной, тяжеленные молотки и приказали гвозди через каждые полметра приколачивать, — рассказывал Василий Фомич. — Недавно по телевизору показывали, как демонтируют этот цех — не могут разобрать, на века построили”.

На своём первом после учёбы рабочем месте — в военном стройуправлении — он отработал до 1949 года, пока не призвали в армию. За это время успел стать бригадиром станочной бригады, в подчинении было 30 выпускников ФЗО и 25—30 пленных японцев. Бригада делала двери, рамы, доски…

В армии Василий Сайков служил в погранвойсках. Вернувшись в Красноярск, он устроился на аффинажный завод, теперь это завод цветных металлов. Здесь отработал почти 37 лет, его общий трудовой стаж — 47 лет. “Чтобы выйти на пенсию в 50 лет, мужчинам на нашем заводе достаточно было отработать десять лет, — говорил он. — Я отработал три с половиной “горячих” стажа. И ушёл с производства только в 60”.

В тему

Проголосовать в поддержку инициативы можно на специально созданном сайте “КрасноярскДоблесть.РФ”. Здесь же хранятся материалы о трудовом подвиге красноярцев. Ранее голосование стартовало на сайте администрации города. За прошедшую неделю инициативу поддержали более полутора тысяч человек. В начале февраля волонтёры развернут пункты для голосования в общественных местах города.

Нюанс

Звание “Город трудовой доблести” установлено федеральным законом в прошлом году для увековечивания подвига тружеников тыла, совершённого в годы ВОВ. Оно присваивается городам России, жители которых внесли значительный вклад в достижение победы, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции, проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

Автор: Анастасия Николаева

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА