Красноярск исторический
Бывший главный режиссёр Тбилисского цирка делится воспоминаниями о гастролях в Красноярске
С цирком Александр Эристави объехал весь Советский Союз.
“Воспоминания Саныча” — так назвал свои записки Александр Эристави, бывший главный режиссёр Тбилисского цирка. С цирком он объехал весь Советский Союз. В 1970-е годы с гастролями побывал и в нашем городе. В коротких рассказах Александр Эристави делится воспоминаниями о цирке, в том числе о Красноярском.
Пушкан-охранник
Малюсенький рыженький щенок, любимчик рабочих, прижился на строительстве Красноярского цирка. Его назвали Пушкан. Он рос вместе со строящимся зданием. А в день открытия уже был рослым и крепким псом, полноправным хозяином и надёжным охранником всей территории цирка. По ночам он обходил владения, а днём отдыхал в своём деревянном домике, который сколотил для него цирковой плотник.
Однажды, в весеннее тёплое утро, Пушкан куда-то исчез. А вечером появился с подругой. Пес ввёл её во двор, а она тотчас заняла деревянный домик. Пушкан попытался тоже втиснуться туда, но был выдворен наружу. Грустно вздохнув, он улёгся под открытым небом. Прощай, холостяцкая жизнь!
Подругу назвали Куклой. Пушкан оказался хорошим семьянином. Он постоянно приносил к домику всё, чем его угощали, и всё то, что добывал сам. Кукла с удовольствием ела, а потом фыркала на супруга. Пушкан привык к её поведению и не обращал на фырканье внимания. Так они и жили.
Однажды Пушкан ушёл в город и вернулся не один. С ним приковылял на трёх лапах раненый пёс и улёгся у ворот. Пушкан беспокойно подбегал к кабинету циркового ветеринара, обнюхав порог, возвращался к новому другу.
К вечеру приехал ветеринар, перевязал раны псу, перенёс его на задний двор цирка. Несмотря на голод, животное не принимало пищу от посторонних. Пушкан понял это, достал кусочек мяса из миски и положил перед овчаркой, которая начала есть. Шли дни. Раненый гость поправлялся. Однажды утром он дружелюбно вильнул хвостом и ушёл. Вечером снова появился. А ночью, когда зритель покинул здание цирка, Пушкан с другом начал ночной обход территории. Так и повелось. Утром сослуживец уходил в город, а вечером, без опоздания приходил на “службу”. У Пушкана появился друг и сослуживец.
Мурзик и его друг
Как появился во дворе Красноярского цирка маленький котёнок, никто не знает. Он был взъерошенный и очень худой. Кто-то перенёс его в кочегарку. Там было тепло и спокойно. Так Мурзик стал жить при цирке.
Однажды кто-то решил угостить его живым мышонком. Котёнок с любопытством посмотрел на серенький комочек и осторожно прикоснулся к нему лапкой. Мышонок жалобно запищал. Мурзик, которому понравился грызун, стал с ним играть. Мышка немного осмелела и уже старалась отпрыгнуть в сторону от лапок котёнка. Наигравшись, они притихли и, прижавшись друг к другу, уснули. Кот и мышь стали друзьями. Они любили вместе прогуливаться по цирку. Однажды они вышли во двор и не заметили, как из приоткрытой двери закулисного буфета вышел жирный кот. Увидев мышонка, кот остолбенел, кончик хвоста у него задрожал. Он прыгнул на мышку, но острые когти вонзились в спину Мурзика, прикрывшего друга. Котёнок рассвирепел, отбросил обидчика и гибкой походкой тигра прошёлся по двору. Жирный кот, опасливо оглядываясь, поплёлся восвояси. А мышонок весело засеменил за своим другом.
Полёт на луну
В старом Харьковском цирке работала программа с белыми медведями. Для них в манеже раскрывали сетку из металлических тросов. Она создавала иллюзию отсутствия клетки.
Однажды, во время репетиции, когда уборщицы наводили порядок в зрительном зале, одна из них оказалась близко к заградительной сетке. Она нагнулась, выполняя свою работу. А белоснежный красавец, приняв согнувшуюся уборщицу в голубом халате за реквизитный шар, кинулся в её сторону и со старательностью “талантливого артиста” массой около одной тонны, толкнул её в зад. Когда она пролетала мимо меня, я успел спросить её: “Куда же вы?” Она ответила: “Блин, на луну!” А её коллега, глядя вслед, удивилась: “На луну же не в ту сторону...”
Бутуз на манеже
На пустыре, где ещё недавно ютились ветхие деревянные домики, можно было увидеть бездомных собак, которых не взяли с собой в новые дома их прежние хозяева. Здесь жила и брошенная кем-то маленькая собачка. Она днём бродила в поисках пищи, а ночью возвращалась к тому месту, где недавно был её дом. Весной, когда миновала холодная зима, на пустыре вырос большой шатёр цирка-шапито. И жизнь бездомных собак стала легче. Цирковые заботились о них. Преданную собачку взял на воспитание клоун, дав ей имя Бутуз. Он обучал животное всяким цирковым штучкам. И вот настал день, когда они вдвоём вышли на манеж. Бутуз с непривычки растерялся, но добрый голос нового друга успокоил его, и дебют прошёл гладко. С тех пор собака постоянно выходила на арену цирка с клоуном. С годами Бутуз старел, стал плохо видеть и почти ничего не слышал. Его отправили на пенсию. Ночью он выходил на манеж, прогуливался по арене, слеповато натыкался на барьер и, зарывшись в опилки, грустил. А однажды утром артисты увидели слёзы на глазах старого клоуна. Умер четвероногий артист Бутуз. Вечером клоун похоронил друга. Над свежим холмиком могилы Бутуза он достал свой пистолет-хлопушку и трижды выстрелил в воздух. Это был траурный салют из клоунского пистолета.
Там мышка!
...Закончилось второе отделение представления с участием прославленного дрессировщика Вальтера Запашного. Худощавая высокая ассистентка аттракциона, супруга дрессировщика Татьяна, бесстрашно покрикивая, “дружескими пинками” отправляла лохматых и полосатых питомцев по “домам”. Наконец коридор опустел. На конюшне было слышно, как со скрежетом запираются двери клеток. Вдруг за кулисами раздался истошный вопль. Я влетел в гардеробную, откуда доносился крик. Бесстрашная в обществе тигров Татьяна с двумя пистолетами подмышкой, всхлипывая от страха, указывала взглядом в сторону кофра в углу. “Там мышка!” — дрожащим голосом прошептала она.
“Расскажите о войне”
В 1970-х годах Грузинский цирк гастролировал в Ташкенте. Накануне 23 февраля мои приятели, артисты местного драматического театра, пригласили отметить День Советской армии. Меня и руководителя грузинского циркового коллектива Михаила Лалашвили встретили как давнишних друзей. За праздничным столом было шумно и весело. Провозглашались тосты за воинов, за ветеранов войны и вообще за всю мужскую половину вселенной. И тут я решил пошутить и, выдумывая на ходу, заявил: “В такой праздничный день мне особенно приятно находиться в компании ветерана войны, ветерана сопротивления, правой руки Иосифа Броза Тито (югославский революционер, руководитель партизанского движения на Балканах в годы войны. — Ред.)”. Все уставились на меня, и я объявил: “Руководитель нашего циркового коллектива, заслуженный артист Грузии Михаил Лалашвили”. Все восторженно зааплодировали. Я, выждав паузу, сказал: “Михаил Иосифович, расскажите что-нибудь из того периода”. И ехидно улыбнулся. Михаил Иосифович встал и стал рассказывать про войну так правдоподобно и интересно, что я открыл рот от удивления. Потом вспомнил, что как-то на торжественном вечере в честь юбилея советского цирка видел на его пиджаке ордена и медали. Понял, что опростоволосился.
Через много лет ко мне обратилась корреспондент с вопросом, что я могу рассказать о бывшем руководителе грузинского циркового коллектива Михаиле Лалашвили. Поделившись своей информацией, я задал встречный вопрос, что ей известно об участии Михаила Лалашвили в Великой Отечественной войне — после Ташкента не решался напоминать ему о моём подвохе в тот вечер. И журналист мне сообщила, что он учился в командирской школе, потом был разведчиком. Прошёл от Смоленска до Кёнигсберга. Был ранен — у него осколок остался возле ключицы. К моему стыду, я этого не знал. Как же он в номере “Эквилибрист на двойной вращающейся свободной проволоке” с осколком в ключице жонглировал кинжалами, исполнял стойку на руках на свободной вращающейся проволоке?
Нюанс
Александр Эристави написал много смешных и трогательных рассказов о цирке. О животных, которые выступали на арене, о сотрудниках прославленного Грузинского цирка. Почитать воспоминания бывшего главного режиссёра Тбилисского цирка. можно на сайте alexander.eristavi.org.