Проспект культуры

В музее имени В. И. Сурикова открылась выставка работ Степана Орлова “О времени и о себе”

Степан Орлов был одним из первых художников в Красноярске, обратившихся к монументальному искусству.

В музее имени В. И. Сурикова открылась выставка работ Степана Орлова “О времени и о себе”

Он был универсальным художником. Писал исторические и современные жанровые картины, пейзажи, натюрморты и даже иконы. Был прекрасным портретистом. А в историю красноярского изобразительного искусства вошёл благодаря произведениям на темы революции, войны и современности.

Творчество Степана Орлова отличает прежде всего предельная честность. Даже те работы, которые, казалось бы, делались по социальному заказу, он писал по велению души. Как ни пафосно это звучит.

Никто не заказывал ему портрет “всемирного пропагандиста” Якова Бограда или картину “Похороны А. Ванеева”. Степан Егорович уважал тех, кто погиб за свои идеалы, и искренне верил в дело революции (хотя в партию не вступил, поскольку не уважал современных ему чиновников от КПСС).

Жена живописца, художница Алла Орлова, однажды принесла домой книгу, в которой рассказывалось о старых большевиках, отбывавших ссылку в Сибири. Степана Егоровича восхитили их одухотворённые лица, так и появилась серия работ на эту тему.Все картины автора написаны, если так можно выразиться, очень вдумчиво. Здесь нет буйства красок, даже если это осенний пейзаж с золотой листвой. Здесь — некий суровый романтизм. Время наложило свой отпечаток.

Степан Орлов с супругой после учёбы в Ленинградском художественном училище им. В. А. Серова приехал в Красноярск в 1960 году. Много писал о возведении ГЭС, тесно общался с гидростроителями. Какое настроение тогда витало в воздухе, какие эмоции? “Покорим тебя, Енисей!”, “Ура!” И писать хотелось в том же духе. Но, как вспоминал позже Степан Егорович, что-то его останавливало. В экспозиции есть картина “Утро перекрытия. У прорана”. Она, если приглядеться, очень нестандартна. Люди на ней, покорители и цари природы, вовсе не ликуют безоглядно. В их глазах вопрос: что же мы сделали с великой сибирской рекой? Что оставим потомкам?

Внутренний драматизм присущ каждой работе Степана Орлова, особенно — картинам о войне. Эта тема художнику была невероятно близка. Он потерял отца, который погиб на фронте в первые же дни войны. Потом мать и бабушка умерли от голода, и Степан остался вдвоём с сестрой. Всё это позже отразилось в творчестве. “Далёкий 1941”, “Проводы на фронт”, “Герой Советского Союза М. Хвастанцев”, “Поклон однофамильцу”...Конечно, не только своим внутренним драматизмом интересны работы Степана Орлова. Прекрасны портреты коллег-художников, литераторов, врачей (это, скорее, не портреты, хорошо прочувствованные образы). Очень интересны картины “Красноярские скалолазы” и “Команда “Енисей”, 1985 год”.В последние годы Степан Орлов с полной отдачей обратился к пейзажу. Главными мотивами его работ становятся окрестности ставшего родным Красноярска, Хакасия, енисейский Север. “Туманное утро”, “Поздняя осень”, “Урман. Тёплый день”, “Конец лета”, “Дудинка. Северный порт”...

А ещё на картинах Степана Орлова много неба. Возможно, потому, что с детства он мечтал стать лётчиком. Судьба распорядилась по-другому, и он нашёл себя в живописи. Разнообразной, умной. Настоящей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА