Проспект культуры

В филармонии особенные артисты выступили вместе с профессиональными музыкантами

Студия “Открытые сердца” представила на суд зрителей премьеру спектакля “Метель”.

В филармонии особенные артисты выступили вместе с профессиональными музыкантами

Студия “Открытые сердца”, в которой играет молодёжь с ограниченными возможностями, представила на суд зрителей премьеру спектакля “Метель”. Её готовили ровно год. Первые очные репетиции выпали на июль: в “зимние” роли пришлось вживаться в тридцатиградусную жару, и это был серьёзный вызов.

У самодеятельного коллектива в Красноярске есть свои постоянные зрители. Онлайн-трансляции спектаклей с удовольствием смотрят в других городах и даже странах — это видно по лайкам и комментариям. Но ребята не собираются почивать на лаврах и работают над ролями с утроенным усердием. Иногда на то, чтобы научиться говорить с нужной интонацией одно-единственное слово, уходит несколько часов. Но цель оправдывает средства. “Открытые сердца” надеются когда-нибудь создать свой настоящий театр.

Вначале были капустники

Творческое объединение для особенных детей появилась в городском Дворце культуры “Правобережный” в 2007 году — благодаря стараниям родителей, у которых родились малыши с двигательными и речевыми проблемами. Немного раньше возникла общественная организация “Открытые сердца” — для защиты прав таких ребятишек.

— В то время не было адаптированных досуговых площадок для особенных детей, — вспоминает лидер этой организации Елена Нига, мама восемнадцатилетнего Радислава. — Но мы хотели, чтобы у них были такие же возможности, как и у их здоровых сверстников. Сами проводили для них праздники, занятия. Вместе с ними рисовали, лепили, разучивали стихи. Эти занятия были по-своему интересны. Мы приглашали на мастер-классы гостей, учились у них новым технологиям. Осваивали мультипликацию, батик, рисование на воде, изготовление фотоальбомов и многое другое.

Первым опытом выступления на сцене для ребят стала сказка “Про Деда и Колобка”, поставленная в 2010 году. “Открытые сердца” тогда выиграли грант Благотворительного фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Это помогло развернуться с костюмами и реквизитом. Тот проект назывался “Театр для самого слабого”.

Следующим большим шагом стало сотрудничество с мастерами своего дела. Одним из них стал Александр Колесин, который провёл с ребятами две театральные смены в выездных лагерях. В копилке у студии появился спектакль “История принцессы Танико” в необычном стиле японского театра Кабуки. Его показывали в Красноярске и в Санкт-Петербурге.

До определённого момента постановки с детьми готовили родители. Это были шоу с интерактивом, с большим количеством сюрпризов и живым общением с залом. Они ставились раз в год, но собирали в “Правобережном” полный зал. Всё изменилось, когда за дело взялся Василий Селюков. Его в числе других студентов Красноярского колледжа искусств направили в студию “Открытые сердца” на практику.

— Мы ставили “Небесный тихоход”, — вспоминает Елена Нига. — Сочинили сценарий и приступили к репетициям, но нашего родительского опыта уже не хватало. Попросили Василия нам помочь. Когда он начал с ребятами работать, мы увидели совершенно другие требования и другой подход. Родители сидели в сторонке, наблюдали и радовались.

Практика закончилась, а Василий продолжил заниматься с “Открытыми сердцами”. Он вместе с ребятами уже шесть лет. Добивается положительной динамики и никому не даёт поблажек.

— Мне иногда говорят: не надо так строго, это же всё-таки не профессиональная студия, а любительская, куда приходят по зову сердца, — рассказывает Василий, который сейчас продолжает образование в ГИТИСе. — Но я непреклонен. Настаиваю на строгом графике. На том, чтобы без уважительной причины никто не пропускал репетиции. Стараюсь воспитать отношение к театральному искусству как к чему-то большему, чем просто заучивание ролей. Это в первую очередь познание: музыки, живописи, самих себя. Абсолютно у каждого человека есть сомнения и страхи, которые театр помогает преодолеть.

Иногда молодой режиссёр придумывает для своих воспитанников очень сложные вещи. Например, Елизавете Шпаковой как-то дал задание встать с коляски и удержаться на ногах без всякой опоры. Это невероятно, но девушка справилась. Ещё был случай, когда подростки репетировали пьесу по рассказу Зощенко “Типично трамвайные истории”, и у них никак не получалось имитировать поведение пассажиров в вагоне трамвая из-за отсутствия такого опыта. Возникла авантюрная, на первый взгляд, идея: а что если устроить “прогон” в настоящем трамвае, чтобы дети почувствовали вагонную тряску и атмосферу пьесы? Позвонили, спросили разрешения и получили добро. В салоне невольными зрителями спектакля и его соучастниками стали настоящие пассажиры. Некоторые даже не стали выходить на своих остановках, а поехали до конца маршрута — посмотреть, что будет. “Типично трамвайные истории”, кстати, получили гран-при первого международного фестиваля “На высоте” в Сочи.

Вот такая музыка

Когда начинаешь чем-то увлечённо заниматься, обязательно возникают неожиданные встречи, появляются единомышленники. Наиболее запоминающимися моментами становятся мероприятия по обмену лучшими практиками. Таким восемь лет назад стал Международный социокультурный форум “Театральный калейдоскоп”, который прошёл в нашем городе под эгидой “Открытых сердец”. В нём приняли участие семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, из Красноярска, Пскова, Владимира, Барнаула и Самары. Гостями форума был “Хор сердца” — коллектив музыкантов с ограниченными возможностями из Швейцарии. Силами пяти особенных театров и хора за очень короткий срок удалось поставить спектакль “Что главное в жизни?”.

У студии “Открытые сердца” всегда была мечта сыграть постановку совместно с оркестром. Она воплотилась в рождественской истории “Щелкунчик”. Для всех это была новая и не до конца понятная работа. Партнёром стал Красноярский академический симфонический оркестр. Премьера на сцене Большого концертного зала краевой филармонии стала ярким событием, и не только для нашего города. Успешный опыт позволил думать о продолжении.

О “Щелкунчике” Елена Нига рассказала на фестивале симфонических оркестров Сибири, куда её пригласили в качестве спикера. Именно на этом мероприятии и родилась идея поработать с Красноярским камерным оркестром.

— Когда Елена Степановна мне об этом рассказала, я подумал, что в сопровождении камерного оркестра будет хорошо восприниматься пьеса “Метель” по мотивам повести Александра Сергеевича Пушкина, — говорит режиссёр Василий Селюков. — Это провинциальная романтическая история с малым количеством героев. Поэтому и музыка в ней должна исполняться небольшим составом музыкантов.

Марина Яблонская, пресс-секретарь Красноярского камерного оркестра, признаётся, что для них сотрудничество с “Открытыми сердцами” тоже стало ценным опытом:

“Елена Нига — известный в Красноярске человек. Мы обрадовались, когда она нас позвала в свой проект. Это хорошее дело, и пушкинский сюжет сам по себе прекрасен”.

Удивительные отзывы о “Метели” оставили люди в соцсетях. Даже не верится, что это народные рецензии на представление, которое дали особенные артисты.

“Смотрела онлайн. Очень интересная задумка с колоннами. Гаврила Гаврилович, матушка с рукоделием, дочка… Интонации, взаимодействие — отлично! Рассказчик замечателен, гусары великолепны! Выправка, улыбки, характер. Всё очень понравилось”.

“Чудесное действо на сцене. Всё тонко, романтично, Гаврила Гаврилович был очень корректен в своём образе”.

“Лена, спасибо огромное за прямую трансляцию! Удовольствие получила незабываемое. Вы и камерный оркестр — большие молодцы. Браво!”

Если полистать “Дневник репетиций” на странице “Открытых сердец” в сети “Инстаграм”, то становится ясно: такого результата удалось достичь ценой огромных усилий.

— Нам казалось, что мы идеально знаем текст, пока не начались совместные репетиции с оркестром, — вспоминает Артём Староверов, который читал повесть наизусть. — Тебе вроде бы Василий доходчиво объясняет, где нужно вступать. Но в следующий раз всё как будто с чистого листа. Так было довольно долго — пока не отточил технику речи до автоматизма.

Взрослые роли

“Я играла пожилую женщину”. Нечасто такое услышишь от девушки, которой ещё нет двадцати лет. Удивительно и то, насколько глубоко юные актёры из “Открытых сердец” сопереживают своим героям, которые жили в другую эпоху и в других условиях.

— У нас во всех спектаклях актёрский состав смешанный, — вводит в курс дела Василий Селюков. — Для меня нет разницы, кто на коляске, а кто на своих ногах. В искусстве все равны. С особенными детьми приходится больше работать над дикцией и над движениями. Но зато они зачастую более искренни.

В театральной студии “Открытые сердца” занимается около тридцати человек. Они всегда находятся на связи друг с другом и со своими наставниками. Ни в первую, ни во вторую волну эпидемии не прекращались удалённые занятия по ораторскому мастерству и ритмике. Такт отбивал каждый у себя дома, на всех подручных поверхностях: столах, табуретках, кастрюлях. Лиза Шпакова в социальных сетях регулярно ведёт в прямой эфир под названием “Театральная маска”, где обсуждаются актуальные новости и дают интервью эксперты из мира искусства. Всё это делается, чтобы поддержать наработанные навыки и не утратить чувство команды. Ведь вместе предстоит сделать ещё очень многое.

В тему

Сейчас “Открытые сердца” развивают проекты “Театр@Театр” и “Достойная смена” при поддержке Фонда президентских грантов. У них стало больше друзей и партнёров. А ещё они хотят выступить с постановками “Ленинград” и “Щелкунчик” в Москве и Санкт-Петербурге и уже подали заявку на конкурс Министерства культуры РФ.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА