Проспект культуры
Он все еще мечтает стать рок-звездой»: каково быть в Красноярске музыкантом
Музыка — занятие, может, и благородное, но далеко не всегда благодарное. Это подтвердит практически любой красноярский музыкант.
Музыка — занятие, может, и благородное, но далеко не всегда благодарное. Это подтвердит практически любой красноярский музыкант. Сотни начинающих рокеров и рэперов терзают гитарные струны и рвут мембраны микрофонов, уверенные, что уж им-то наверняка покорится музыкальный Олимп. Однако годы идут, а заветная вершина далека несмотря на все усилия, и даже хоть как-то монетизировать свое творчество получается у единиц.
О причинах неудач на пути к славе, деньгам и армии фанатов размышляет уже не первое поколение красноярских музыкантов. При этом версия об отсутствии таланта большинством отметается сразу — в конце концов, не может же земля, родившая великого Хворостовского, остановиться на достигнутом и не подарить миру хотя бы еще одну «звезду», хотя бы «поп»! Поэтому размышления, как правило, сводятся к тому, что сам по себе Красноярск — никудышный для звездного старта населенный пункт. Мол, концертных площадок нет, продюсеров нет, клипмейкеров нет, и отсутствие всего этого шоу-бизнеса душит и не дает расти местным талантам. Надежды на Интернет, где, казалось бы, тебе и концертная площадка, и миллионы потенциальных поклонников, и клип можно самому снять и разместить без продюсера и клипмейкера — пока, похоже, тоже себя не оправдали. Впрочем, возможно, автор просто не в курсе о восходящей красноярской «звезде» из Сети, а она уже есть.
Сам же Красноярск, говоря коммерческим языком, музыкантами не воспринимается как рынок, достаточный для их таланта: «ни денег, ни славы тут не заработаешь», уверен участник довольно известной местной группы. Вот Москва или Питер — это другое дело, там есть, где развернуться. Поэтому, порой не научившись толком отличать «мижор» от «манора», многие зачехляют гитары и отправляются покорять столицы. Правда, там, в самом эпицентре шоу-бизнеса, вдруг осознают, что по-прежнему далеки от вершины Олимпа, а, может, стали еще дальше, ибо все время отнимают поиски хлеба насущного, какое уж тут творчество.
Так или иначе, музыка для большинства красноярских музыкантов остается не более чем увлечением. Пожалуй, единственная возможность извлечь из него хоть какую-то коммерческую выгоду — податься в ресторанные музыканты. Однако для многих истинных «рокеров» проще сжечь свою гитару, чем стать «лабухом». В то же время музыкантов, которые живут исключительно с выступлений в заведениях, в Красноярске мало — для большинства это лишь дополнительный заработок помимо основной работы. Кроме того, как жалуются сами музыканты, желающих подзаработать на нетрезвой ресторанной публике в последнее время стало с переизбытком — в городе пруд-пруди развелось кавер-групп всех мастей и направлений, и конкуренция между ними очень высока.
Можно попробовать реализовать свой талант на улице и попутно заработать. У музыкантов это называется «стритовать» — от английского street — улица. Однако в Красноярске культура уличных музыкантов вряд ли когда-то приживется — климат не тот. Летом еще можно увидеть исполнителей в центре города или на набережной, но их очень мало. Впрочем, один из них, развлекавший в теплые дни гуляющую публику на набережной, утверждает, что за лето заработал не только на «пиво и сигареты». По его словам, красноярцы очень благодарные слушатели, и за пару часов могли накидать в футляр от гитары 1,5-2 тысячи рублей.