Наука и образование

Красноярских школьников с особенностями здоровья учат общаться с работодателями

В Красноярске впервые прошёл чемпионат для школьников с особыми потребностями «Портал возможностей».

Красноярских школьников с особенностями здоровья учат общаться с работодателями

Определить эмоции человека на фото, вспомнить флаги разных государств и названия инструментов врача, плотника и повара — участники чемпионата продемонстрировали знания из совершенно разных областей. Не каждый взрослый вот так сразу правильно ответит на эти вопросы, но ребятам удалось.

В Красноярске впервые прошёл чемпионат для школьников с особыми потребностями “Портал возможностей”. В течение трёх дней площадки работали на базе Дома детства и юношества “Школа самоопределения”. Участниками мероприятия, реализованного при поддержке Фонда Президентских грантов, стали ребята с различными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими особенностями здоровья. Подростки учатся в общеобразовательных школах, но профориентация таких детей имеет свои нюансы.Задача организаторов — познакомить ребят с новым типом работы с рынком труда. Как поясняют эксперты, руководители сегодня в первую очередь обращают внимание вовсе не на диплом соискателя.

— Работодатель оценивает прежде всего системные знания потенциального сотрудника: насколько он интеллектуально подкован, может ли действовать в команде, способен ли в обозначенные сроки выполнить поручение. Также важны цифровые компетенции — владение современными гаджетами и технологиями, — отмечает куратор чемпионата “Портал возможностей” Александр Меркулов. — Многие профессии сегодня находятся на стыке разных областей, поэтому важны межотраслевые коммуникации, и работодатель оценивает общий уровень знаний сотрудника. Всё это выясняется в процессе собеседования. Ценятся так называемые надпрофессиональные знания.

Участникам чемпионата предложили показать способность к системному мышлению и быстрому выполнению задач. Ребята попробовали свои силы в робототехнике, решении логических задач, сочинении стихотворений. Иван учится в восьмом классе. На мероприятие он пришёл вместе с мамой.

— Я сама педагог, когда-то профессию выбрала в том числе и потому, что учителя есть в моей семье, — рассказывает мама мальчика Юлия. — Но из-за здоровья сына работу пришлось оставить. Он учится в обычной школе и осваивает стандартную программу, но я выполняю домашние задания вместе с ним, объясняя материал ещё раз и контролируя выполнение упражнений. Как будто заново учусь сама в школе. Результат вижу по проверочным работам: когда вместе разбираем материал, оценки потом нормальные. Пробовала на время дать ребёнку полную самостоятельность, но успеваемость сильно снизилась. В младшей школе были трудности с педагогом — не все учителя готовы к такому ребёнку в классе. Сейчас у нас замечательный классный руководитель, который во всём помогает сыну. Конечно, думаем, чем Иван будет заниматься в дальнейшем. И пока затрудняемся с выбором.

Работа с людьми подростку не подходит, противопоказана мальчику и серьёзная физическая нагрузка. Сам Ваня говорит, что ему нравится физика. Недавно школьник познакомился с работой мастерских, где печатают полиграфическую продукцию. Возможно, мальчик попытается освоить какое-то оборудование и будет трудиться в сфере, которая не требует постоянного общения с людьми и физически несложна.

— Вопрос профориентации для нас очень важный, — поясняет Юлия. — Я заботливая, но строгая мама, реально смотрю на вещи. Люди не будут так же внимательны к Ване, как его родные, поэтому ему надо учиться жить в обществе и быть готовым к различным трудностям, которые неизбежно возникнут.

Другой участник чемпионата десятиклассник Дима видит себя в творческой сфере. Говорит, что думает о профессии журналиста. Молодой человек любит общение с людьми, пишет тексты, интересуется совершенно разными темами.

С одним из участников мероприятия приехала его наставник — психолог школы Юлия Александровна. Как поясняет специалист, её воспитанник пока не определился, чем же ему хочется заниматься в будущем. Но в целом, говорит психолог, тенденция очевидна: молодёжь видит себя профессиях и сферах, которые предполагают свободную занятость. Например, IT. Выбирая, подростки оценивают и перспективность, и уровень доходов, и определённую свободу. Все ценят возможность фриланса. Работать в офисе, учреждении или на предприятии с утра и до вечера пока готовы далеко не все.

Тенденция

Одна из самых популярных профессий среди школьников сегодня — блогер. Ребят привлекает возможность хорошо зарабатывать на интересных для них темах, рассказывая о себе и своих увлечениях широкой аудитории. Правда, глубокое погружение в профессию у некоторых школьников вызывает удивление. Оказывается, всё не так просто и весело. Блогер должен владеть немалым количеством различных умений и знаний, и для детей это становится открытием.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА