Бизнес

«В Красноярске рынок сократился больше, чем по России». Автодилеры подвели итоги 2020 года

Причиной этому стала пандемия.

«В Красноярске рынок сократился больше, чем по России». Автодилеры подвели итоги 2020 года

Автомобильный рынок нашей страны, как и другие отрасли отечественной экономики, пережил минувший "ковидный" год с большими потерями. Только бум продаж в марте и осенью 2020-го, а также бурный рост сделок с подержанными легковушками позволил автодилерам России выбраться из глубокой ямы - по итогам года рынок просел "всего" на 9,1 процента.

Четвертые в Европе

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сообщил, что в минувшем году в России продан один миллион 598,8 тысяч новых автомобилей - на 161 тысячу меньше, чем годом ранее. При этом все специалисты - и наши и зарубежные - в один голос утверждают: "Могло быть гораздо хуже".

Проблемы с поставками комплектующих из "заболевшего" Китая заставила автозаводы по всему миру приостановить выпуск своей продукции. Иногда это происходило по нескольку раз за год. Во многих странах дилерские центры принудительно закрывали. Ряд крупных производителей объявили, что переносят выпуск новых моделей на неопределенный срок. Во втором полугодии мировые рынки немного ожили и предприятия попытались наверстать упущенное, но полностью компенсировать потери так и не удалось.

Кризис автомобильного рынка в России, как всегда, проходил со своими особенностями. "В марте на фоне дешевеющей нефти продажи машин без пробега резко выросли. Россияне боялись, что рубль обесценится, поэтому начали тратить накопления и брать кредиты под крупные покупки, в том числе на новый автомобиль, - пояснил гендиректор компании "Яндекс.Вертикали" Антон Забанных. - В итоге объём впервые зарегистрированных машин в России в тот период времени вырос на рекордные 22,7 процента. Через месяц, когда в стране ввели ограничения в связи с пандемией, продажи практически прекратились. После смягчения коронавирусных запретов и очередного падения рубля сработал отложенный спрос - россияне снова стали активно скупать автомобили. В результате продажи новых машин в 2020 году оказались заметно выше, чем прогнозировали эксперты".

"После очень удачной осени, когда в сентябре, октябре и ноябре уровень продаж заметно превосходил соответствующие периоды прошлых лет, наступил спад, - уточнил руководитель компании Porsche Russland, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. - Несмотря на все трудности, по динамике продаж Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место. Этот год подтвердил долгосрочную заинтересованность автопроизводителей в российском рынке, а также критически важное значение мер господдержки для устойчивости автомобильного бизнеса в вашей стране".

У нас было хуже

"В Красноярске рынок сократился больше, чем в целом по России. Падение составило 9,98 процента, - сообщили нам эксперты крупнейшей в городе группы автокомпаний "Медведь Холдинг". - Основные причины всем известны – пандемия, которая привела к неустойчивому экономическому положению большинства жителей страны. Ряд направлений в бизнесе и вовсе потеряли возможность работать и развиваться".

По мнению красноярских автодилеров, катастрофы на рынке не произошло благодаря поддержке правительства РФ. В частности, очень помогли государственные программы льготного автокредитования - "Первый" и "Семейный". Покупателю там предоставлялась скидка в десять процентов от стоимости машины, но при соблюдении ряда условий: автомобиль обязательно российского производства, не дороже полутора миллионов рублей, сделка проводится за счет кредита.

"Данные меры, в какой-то момент подстегнули спрос, и несколько месяцев продажи росли. Однако этого не хватило, чтобы компенсировать падение продаж в апреле и мае 2020 года", - уточнил представитель "Медведь Холдинга".

Лидеры на своих местах

Эксперты отмечают серьезный успех автопроизводителей из КНР. В частности, Changan в минувшем году увеличил продажи на российском рынке в 2,5 раза. Впечатляет, но в пересчете на реальные машины получается немного - всего 7,1 тысячи штуки. Chery "вырос" на 80 процентов (11,5 тысяч автомобилей), Geely – на 61 процент (15,5 тысяч), Haval - на 41 процент (17,4 тысячи). Из китайцев в глубоком минусе (на 65 процентов) оказался только Lifan, который уходит из России.

Для сравнения, в прошлом году в нашей стране было продано 343,5 тысячи новых автомобилей Лада, 201,7 тысячи различных моделей Kia и 163,2 тысячи Hyundai. Эти три марки, несмотря на серьезное снижение продаж, по прежнему лидируют на автомобильном рынке России.

Про цены

Новые автомашины в минувшем году дорожали практически без остановки, особенно во второй его половине. Ажиотажный спрос, который начался в середине лета, и остановка ряда производств создали дефицит наиболее популярных моделей. Свою лепту внес и высокий курс основных валют - доллара и евро. Однако по официальным данным по итогам 2020 года цены на новые автомашины выросли всего лишь на десять процентов.

Естественно это "средняя температура по больнице". Например, все модели Cadillac, по все тем же официальным данным, выросли на 13 процентов, а Mercedes-Benz — уже на четверть. Тройка самых популярных в нашей стране марок обошлась без резких движений: автомашины Kia подорожали на 9,1 процента, Лада - на 5,8 процента, Hyundai — на 5,6 процента.

Старый конь дешевле

Рынок подержанных автомобилей в нашем стране по итогам минувшего года вырос на семь процентов, а в Красноярском крае - сразу на 30,5 процента. По мнению экспертов интернет-портала "Авито Авто", основные причины этого явления - существенное увеличение стоимости новых автомашин у официальных дилеров, отложенный спрос после периода самоизоляции и перебои с поставками новой техники во вине производителей.

Цены на "вторичном" авторынке увеличились в среднем на пять процентов. При этом Lexus RX стал дороже на 20,3 процента, Volkswagen Tiguan - на 23 процента, а Mercedes-Benz CLA - на 31 процент.

Удивительный факт, но существенно вырос ценник и на ОЧЕНЬ старые машины. В частности, "Запорожец" подорожал на 29,4 процента, "копейка" - на 32,4 процента, а классическая "Волга" (ГАЗ-31029) - в полтора раза.

Средняя стоимость автомобилей с пробегом в Красноярском крае за год увеличилась на 7,1 процента и составила в среднем 300 тысяч рублей. Примечательно, что в десятку наиболее востребованных в нашем регионе поддержанных машин вошло сразу шесть моделей ВАЗа.

По объему продаж вне конкуренции и среди новых автомобилей, и на вторичном рынке - Лада Гранта. Эта модель уже второй год подряд занимает первое место и в России, и в нашем регионе. Среди машин с пробегом в призовую тройку также вошли Ford Focus и Лада Приора.

У новых автомобилей в лидеры попали вазовская Веста и кроссовер Hyundai Creta. Замыкают пятёрку машин "прямо из автосалона" еще один кореец - Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Примечательно, что относительно недорогой "немец" в прошлом году был в нашей стране на третьем месте по объему продаж.

Сдержанный оптимизм

Эксперты считают, что будущий год и для производителей автомобилей, и для дилеров будет сложным.

"Мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в 2021 году. По нашему мнению, рост рынка составит 2,1 процента. Таким образом мы ожидаем, что в России будет продано всего на 33 тысячи больше новых легковых автомашин, что в совокупности составит 1,632 миллиона единиц", - сообщил Томас Штэрцель.

Эти ожидания в какой-то мере подтверждает опрос десяти тысяч жителей Сибири и Дальнего Востока, проведенный интернет-порталом "Авито Авто". Выяснилось, что 35 процентов из опрошенных планируют в 2021 году приобрести машину. Как оказалось, часть будущих автовладельцев не стали покупать себе новое средство передвижения в прошлом году из-за постоянного роста цен на автомобили и нежелания брать кредит. Некоторые граждане отложили сделку, чтобы накопить денег на более дорогую модель или необходимой им марки в автосалоне не было.

При этом 37 процентов из них хотят приобрести новую иномарку, 40 процентов согласны на подержанную машину. Отечественный автомобиль без пробега намерены купить семь процентов, подержанный – два. Основная часть опрошенных намерена потратить на покупку машины от одного до трех миллионов рублей.

Интересно, что 26 процентов опрошенных планируют в этом году модернизировать свой автомобиль. Например установить новые диски или багажник на крышу. Еще 22 процента намерены провести серьезный ремонт личной машины. При этом спрос на запчасти и услуги автомехаников заметно вырос еще в прошлом году. В частности, в Красноярске - на 47 и 95 процентов соответственно.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА