Общество
А мы пойдем на север! В Красноярском институте водного транспорта учатся 26 девушек
Почему представительницы прекрасной половины человечества выбирают неженские профессии.
В Красноярском институте водного транспорта (КИВТ) учится 687 курсантов, из которых 26 девушек. Они готовы разбираться в сложном судовом оборудовании, подчиняться строгим правилам и, если нужно, протянут товарищу руку помощи. Экипаж — это единая команда, которая должна работать слаженно, как часы.
На флот за романтикой
На правом берегу Красноярска есть здание, которое старожилы неофициально называют “дом на якорях” — из-за установленных на входе швартовных устройств. С 1961 года там размещается речное училище. Сегодня оно переименовано в институт водного транспорта.
Над входом развевается флаг Российской Федерации, и это сразу настраивает на патриотический лад. Когда заходишь внутрь и видишь молодых людей и девушек в белых наглаженных рубашках и кителях, хочется остановиться и просто на них полюбоваться. В повседневной жизни нам часто не хватает такой подтянутости. Недаром многие любят смотреть фильмы про армию, флот и воинскую доблесть.Институтом руководит женщина, Наталья Боровых. По образованию она юрист и психолог, но в специфике и, если можно так выразиться, философии водных профессий разбирается прекрасно. И рассказывает об этом с воодушевлением: “Здесь, вы знаете, речь идёт не только о дисциплине. Она — неотъемлемая часть, потому что все подчиняются приказам. Но также важны взаимовыручка, понимание, уверенность, что можно опереться на плечо товарища, стоящего рядом. Иногда бывают ситуации, когда ты можешь не успеть дать команду, — и человек по взгляду, по движению должен понять, что нужно сделать”.
Что касается девушек-курсантов, то мало кто из них, по словам Натальи Геннадьевны, со школьной скамьи мечтает бороздить речные просторы. Девчонки подают к ним документы, скорее, из любопытства — услышав от кого-то, что это интересно и перспективно. Некоторые работники Енисейского пароходства приводят своих дочек и внучек, чтобы они продолжили династию. Но остаются в профессии только те, кого не испугает сила и мощь водной стихии.
— Вы посмотрите на наш Енисей! — говорит директор КИВТ. — Когда к нам приезжали гости с Дальнего Востока, они были поражены, насколько он красивый и чистый. Я считаю, что это одна из лучших рек России. Даже во время коротких прогулок на судах местного значения, когда стоишь на палубе, чувствуешь подъём и романтику. А представьте большие теплоходы, вроде легендарного “Максима Горького”, расстояния во много миль. Для кого-то это судьба…
Плавали — знаем
Как говорил один самонадеянный капитан из советского мультфильма: “Плавали — знаем”, — и эта фраза его дискредитировала. Настоящие моряки и речники ходят. Студентка выпускного курса Ирина Крекова — будущий электромеханик — уже дважды ходила по Енисею. В 2019 году проходила практику на пассажирском судне “Близняк” в качестве официантки. Это была экспедиция на Крайний Север. Люди, которые любят экстрим, в том числе иностранцы, добирались до уникального заповедника плато Путорана. Некоторые — целыми семьями.
— Все вели себя приветливо, не требовали каких-то особых блюд и условий, — вспоминает Ирина. — И команда у нас подобралась просто отличная. Один за всех, все за одного. Экспедиция длилась четыре месяца. Я увидела, как выглядят северные города и поселения — Ярцево, Игарка, Туруханск, Дудинка, как там живут люди. И поняла, что важно своевременно доставлять туда продукты, лекарства, топливо и строительные материалы.
Второй раз девушка ходила на грузовом судне прошлым летом. Исполняла обязанности матроса, в том числе драила и красила палубу. Это ей понравилось больше, потому что некоторые моменты были непосредственно связаны с её будущей специальностью.
— От исправности электромеханических приборов зависит, выйдет ли судно из порта, — объясняет она. — Я и дальше хочу продолжить образование именно по технической части, чтобы получить прочные инженерные знания.
“Юнга” звучит гордо
Анна Жданко и Лолита Константинова учатся на втором курсе. Они поступили в институт водного транспорта после девятого класса на направление “Электрика”. Отличницы, получающие повышенную стипендию, признаются: им ещё в выбранной профессии расти и расти.
— Благо, наставники хорошие, с большим опытом, — радуется Анна. — Объясняют всё очень доступно, если нужно, то по нескольку раз. И у нас есть свой учебный теплоход. Называется “Юнга”. Я читала, что не каждый подобный институт может похвалиться собственным судном. Поэтому нам стоит гордиться.
“Здравия желаем, товарищ капитан!” — с таких слов начинается каждое занятие на учебном теплоходе, который выглядит очень комфортабельно и обжито. Это запечатлено в ролике, который сняли к 90-летию КИВТ. Бывалый речник отвечает на приветствие строго и серьёзно, но глаза у него добрые, смеющиеся. Возможно, ему хочется улыбнуться, глядя на такую достойную смену.
— Я вот порой думаю, что женщинам работу на флоте тяжело совмещать с личной жизнью, — рассуждает Лолита. — Когда ты всё время несёшь вахту, откуда взять время, чтобы создавать семью, воспитывать детей? Но, с другой стороны, если и у твоей второй половины такая же профессия, вы друг друга поймёте и со всем справитесь. Такие примеры есть.
В институте водного транспорта серьёзное внимание уделяется творчеству и физической подготовке. Ребята участвуют в концертах, спектаклях. В спорте упор делается на виды, которые воспитывают необходимые в экстремальной ситуации качества. Например, рукопашный бой. Владение техникой ударов и комбинаций не подразумевает ввязывание в драку. Это нужно для развития физической выносливости, концентрации, уравновешенности. То же самое и метание ножей. Этот вид спорта, кстати, входит в военно-патриотическую программу “Служу Отечеству”, которая в КИВТе одна из ключевых.
Работа на речных судах во все времена востребована и поэтому хорошо оплачивается. Для тех, кто ходит на Север, в сезон навигации — с апреля по октябрь — при начислении зарплаты используют повышенные коэффициенты. И на пенсию люди выходят досрочно. Шум, вибрация — это всё-таки непростые условия труда, которые могут влиять на здоровье.