PRO движение
«До лета будут претензии, потом привыкнут». Разбираемся в новых правилах прохождения техосмотра
В России изменились правила прохождения технического осмотра автотранспорта.
Нововведения для автомобилистов вступили в силу 1 марта, но работать они будут пока не для всех. Разберёмся, что изменилось и у кого есть право отложить эту обязательную процедуру на несколько месяцев.
Государственные базы
Новые правила прохождения техосмотра готовились в России давно и должны были вступить в силу ещё в прошлом году. Однако из-за пандемии их запуск перенесли на 1 марта 2021 года. Эпидемиологическая обстановка улучшилась, но не настолько, чтобы проводить масштабные реформы. Поэтому власти решили, что изменения в правила начнут внедрять, но большинство участников дорожного движения получат отсрочку на полгода.
Изменения действительно серьёзные и связаны в первую очередь с началом работы единой государственной автоматизированной системы техосмотра. На сайте правительства РФ говорится, что там должны быть сведения о марке и модели транспортного средства, технические характеристики автомобиля, номер регистрационной карты со сроком её действия, дата проведения последнего техосмотра, данные о месте прохождения ТО и операторе. Вся эта информация должна храниться не менее пяти лет. В течение этого срока сведения о пройденной диагностике нельзя будет уничтожить или изъять.
Оператором новой информационной базы стало министерство внутренних дел. При этом единая автоматизированная система техосмотра связана с такой же системой компаний-страховщиков, в которую загружаются сведения о всех проданных полисах ОСАГО.
По замыслу законодателей, эти нововведения должны свести к нулю число купленных техосмотров. Как известно, в нашей стране безбедно живёт гигантский теневой рынок, на котором можно приобрести диагностическую карту, а сам осмотр при этом не проходить.
Эксперт вместо инспектора
Изменения коснулись не только регистрации диагностических карт, но и самой процедуры техосмотра. Новые правила предполагают фотофиксацию процедуры и оформление диагностической карты в электронном виде с цифровой подписью оператора. Все официальные пункты техосмотра в системе имеют географическую привязку. Если автомобиль не прошёл техосмотр с первого раза, в электронной диагностической карте отмечаются выявленные недостатки. Машина регистрируется как неисправная, на устранение неполадок отводится 21 день, и автомобилист уже не может обратиться в другой пункт техосмотра к более лояльному оператору. Как уверяют красноярские эксперты, не прошло и месяца с момента вступления в силу поправок, а купить диагностическую карту без реального техосмотра уже невозможно.
Нововведения в пунктах ТО поддерживают. Говорят, что подобная система действовала в России до 2011 года, когда ТО проводился под наблюдением инспектора ГИБДД. Затем требования ослабили, инспекторов из процедуры исключили, и большинство наших сограждан стали относиться к техосмотру как к ненужной формальности. Сейчас прежняя система возвращается, но уже в адаптированном к новому цифровому миру виде. Контроль над автоматизированной системой — у МВД, а вместо инспектора — эксперт с личной цифровой подписью.
“Сделано правильно. Конечно, люди будут возмущаться первое время, слишком они расслабились. До лета будет много претензий, а потом все привыкнут”, — поделился с нашим корреспондентом своим мнением один из красноярских экспертов в сфере ТО (он попросил не называть его имени).
Отсрочка на полгода
Проходить техосмотр по новым правилам теперь должны все автомобилисты, без исключения, но некоторым из них дали отсрочку на полгода. Она распространяется на тех, у кого действие диагностических карт завершается в период с 1 февраля по 30 сентября текущего года. Страховщики при продаже нового полиса ОСАГО будут учитывать такие карты как действительные. Правда, после того, как шестимесячный срок закончится, техосмотр всё равно потребуется. Стоит отметить, что автомобилист может сам решить, пользоваться ему отсрочкой или нет.
В Красноярске операторы ТО рекомендуют не ждать и пройти процедуру своевременно, чтобы через полгода не оказаться в огромных очередях на подступах к пунктам техосмотра. Между прочим, по новым правилам у операторов, зарегистрированных в новой государственной информационной системе, есть ограничения на число клиентов в день, превысить которые можно не более чем на пять процентов, сверх установленных нормативов пункт ТО обслужить не сможет. Всем, кто делал ТО раньше и не успел вовремя оформить страховку, придётся ехать на пункт техосмотра безо всяких отсрочек.
Акцент
Тариф на ТО в Красноярске пока не изменился, эта услуга для легкового автомобиля стоит 542 рубля.