Новости
Над пропастью во хмелю
Девушка, которой через три-четыре месяца предстоит родить ребенка, ожидает автобус с бутылкой пива в руке. Сюрреализм? Отнюдь.
Наверняка среди возможных оправданий “пивные алкоголики” упомянули бы полезные качества напитка. Мол, пол-литра только помогут обмену веществ, и витаминов в них немало.
Спорить тут не о чем, исследований проведено огромное количество, и многие из них подтверждают профилактическую пользу от употребления любимого россиянами напитка. Давление повышает, витамины содержит, значительно снижает риск возникновения ишемической болезни сердца и диабета. Но есть один момент: медики советуют употреблять пиво с оговоркой: в умеренном количестве. При том фигурируют в исследованиях, как правило, старинные рецепты и пиво имеется в виду натуральное, живое.
То, что по цене кваса предлагается сегодня покупателю, является, простите за каламбур, суррогатом в чистом виде и вряд ли имеет что-либо общее с настоящим пивом.
Из-за навязанной “народности” мы как-то позабыли, что пиво никогда не было напитком доступным для каждого. В конце XIX века, когда Флорианом Клепацким в Красноярске был построен первый пивоваренный завод, производство было весьма затратным, и позволить себе выпить свежесваренного пива могли лишь люди, хорошо обеспеченные, купцы, например. Соответственно выпивали они в специальных питейных заведениях или дома, за ужином. Много позже покупка пива стала, своеобразным “квестом” (выражаясь на современный лад) — в поисках заветной кружечки надо было исколесить весь город. На окраинах города стояли ларьки, над которыми были установлены высокие шесты. Если на точке появлялось разливное пиво, то на вершине конструкции зажигалась лампочка.
Таким образом, “культура пития” о которой по иронии судьбы сегодня приходится слышать довольно часто, растворилась в глубинах истории.
Пиво, благодаря усилиям производителей и масштабным рекламным кампаниям, приравнялось к обычным прохладительным напиткам. Несмотря на все попытки законотворцев ограничить коллективное помутнение сознания, представители разных слоев населения выпивают в людных точках весьма охотно. Любовь к красивым этикеткам, волшебным пузырькам и белоснежной пене, активно насаждаемая с экранов телевизора, заставляет многих забыть не только о делах насущных, но и о нормах поведения и, прежде всего, самоуважении.
Еще в 2004 году Госдума приняла норму, запрещающую пить пиво в общественных местах несовершеннолетним. Наказание согласно закону должно настигать и взрослых, решивших “ударить по пивку” на территории школ, детсадов, на стадионах и в общественном транспорте. Но, как мы видим, с тех пор ситуация только ухудшалась. Ужесточение штрафных мер и увеличение списка “запрещенных” мест, о которых сейчас размышляют в Думе, вряд ли поможет людям перебороть свою привязанность. Об этом уже не раз говорилось.
В момент, когда первые ограничения рассматривались только гипотетически, было проведено немало опросов. Ряд общественных деятелей склонились к тезису о “разрухе в головах”, мол, избавление нашего общества от напасти должно проистекать не в юридической плоскости, а в нравственной.
Хотя зампред комитета по экономической политике Владимир Мединский считает иначе: “Штрафы надо удесятерять. Практика показала, что запрет на несовершеннолетних не работал, так как милиция за этим не следила. Если мы увеличим штрафы, милиция за этим будет особенно следить”.
Ситуация и впрямь непростая — для того, чтобы гражданин, мотающийся в салоне автобуса с бутылкой в руке, стал случаем исключительным, нужно создать соответствующий социальный контекст. А для этого мало штрафов, даже очень больших. Нужно, чтобы самосознание граждан проснулось, и они ощущали неправильность своих действий.