Проспект культуры

В Красноярске открылась большая выставка советских фотографий

Выставка занимает два этажа музейного центра “Площадь Мира”.

В Красноярске открылась большая выставка советских фотографий

Эти снимки на самом деле бесценны. Потому что они — документальные свидетельства истории страны, занимавшей ещё 20 лет назад шестую часть суши на планете Земля. Здесь всё: портреты Маяковского и Лили Брик, классические живые пирамиды на первомайских демонстрациях, бойцы Красной армии на параде, стройки 60-х, беззаботные советские дети... И закат Союза. В Красноярске открылась большая фотовыставка “Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа”.

Предложение от галереи

Даже те, кто не знает этих имён, наверняка знакомы с творчеством знаковых для СССР мастеров фотографии. И красноярцам очень повезло, что появилась возможность увидеть уникальные снимки. Случилось это благодаря региональному просветительскому проекту, воплощают который Галерея Люмьер, Фонд Still Art, музейный центр “Площадь Мира” и организатор культурных мероприятий Наталья Сипетая.

Выставка занимает два этажа музея. На первом находится ретроспектива Владимира Лагранжа — автора, чьё творчество стало олицетворением “оттепельных” 60-х. На втором этаже — работы выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко. В экспозицию вошли снимки разных лет, с первых фотографических опытов начала 20-х годов прошлого столетия до конца 30-х.

— Это магическая и странная история, — рассказывает Наталья Сипетая. — Я уже давно не делала выставок и не хотела делать. Но откуда-то взялась мысль в декабре: “Родченко бы привезти”. И уже в январе я получила предложение от Галереи Люмьер — своих давних партнёров... Оказалось, что в музейном центре есть возможность провести выставку в нужные даты. Получился классный совместный проект...

Сомневаться в интересе публики не приходится. За период ограничений, связанных с пандемией, горожане соскучились по выставкам, концертам, театрам. А тут — такое событие. Итак, выставка “Настроение эпохи”.

Совершил революцию

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Владимир Маяковский — советской поэзии. Мастера, как отечественные, так и западные, до сих пор используют введённые им приемы. А он занимался ещё и плакатами, коллажами, интерьерами и оказал огромное влияние на становление современного дизайна. Кроме того, в жизни этого разностороннего талантливого человека присутствовали и живопись, и скульптура, и театр. Но в истории страны он остался прежде всего как фотограф-новатор.

...Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, был свидетелем сталинских репрессий. Работал с Маяковским в творческом объединении “Реклам-конструктор”: один писал тексты, другой занимался оформлением. Объединению удались самые яркие образцы советской рекламы 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других организаций.

Александр Родченко штудировал советские и иностранные фотографические журналы, тесно общался с коллегами, учился у них, в 1924 году купил собственную камеру. И моментально стал одним из главных фотографов в стране, привнеся в это искусство множество идей.

Можно выделить два самых важных приёма. Первый — это ракурсы. Для Родченко важно показать привычные объекты с неожиданных точек зрения, особенно его интересовали ракурсы “сверху вниз” и “снизу вверх”. В 20-е годы это стало настоящей революцией.

Второй приём — диагональ. Именно линия станет основным конструктивным элементом в его творчестве, и чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как она тоже несёт в себе необходимую динамику.

С одной стороны, он был пропагандистом советского общества (его снимки с физкультурных и военных парадов — классика жанра). С другой — художник, ломающий стереотипы.

Самый, пожалуй, яркий пример — фотография “Пионер”. Во время линейки взрослый человек лег на землю у ног горниста и несколько раз щёлкнул “Лейкой”. Таким ракурсом он хотел придать пафос и значительность обыкновенной сцене. Критика оценила результат иначе: “...Разве в этом грубом зверином узле мускулов и топорном образе можно узнать живое, радостное, открытое лицо младшего поколения коммунистов?” (из откликов в журнале “Пролетарское фото”). Спустя несколько лет Родченко решился показать этот снимок на одной из выставок. Открыто враждебных интонаций уже не было, хотя настороженность осталась. К трубящему пионеру стали привыкать. А приемом автора стали пользоваться многие фоторепортёры.

Один из самых знаменитых снимков — с пожарной лестницей. На фото она похожа на железнодорожное полотно, а перекладины напоминают шпалы. Получилась дорога в небо.

На выставке можно увидеть совершенно разные работы автора. Здесь и спортивные состязания, и потрясающие портреты, и лирические фотографии, и даже снимки со строительства Беломорканала. Словом, широкий срез творчества Александра Родченко, человека, который во многом опередил время и имя которого прочно вписано в летопись мировой фотографии.

“Почему нет людей?”

Ещё одна легенда — Владимир Ланграж. Будущее его было, наверное, предрешено: родители связали свою жизнь с фотографией, мальчик вырос между кофрами, софитами и вспышками магния. С детства любил и умел снимать, и это в итоге стало его работой.

Владимир Лагранж — классик жанровой и репортажной фотографии. Между тем начинал он с пейзажа.

В 1957 году вышла серия открыток “Виды Крыма” с его работами. С этими карточками он пошёл трудоустраиваться в агентство “Фотохроника ТАСС”. Редактор спросила: “Почему у вас на фотографиях нет людей?” — “А надо?” — “Да, это же наша жизнь!” — “Надо — значит, будут”.

С этого посыла и начался его путь в профессии. Его герои — удивительно симпатичные люди, снятые с большой любовью. Причём не построенные в ряд и улыбающиеся по команде “Сейчас вылетит птичка!”, а выхваченные где-то на катке, в театре, у фонтана...

Владимир Лагранж — представитель школы фотожурналистики 60-х годов. Тогда многое изменилось. Прежде авторы занимались вмешательством в реальность, или, грубо говоря, выстраивали кадр. Новое поколение фотожурналистов это отмело. Теперь они выхватывали момент.

Если смотреть на фото Лагранжа 60—70 годов, может показаться, что это некая лакировка действительности. Но он на самом деле так видел и был искренен.Мастер оказался свидетелем нескольких периодов развития страны — от “оттепели” до перестройки и новой России. И, безусловно, видел и не самые светлые стороны жизни, поэтому в его архиве есть другие фото, можно сказать, социальной направленности. Женщины, разгружающие шпалы, нищие старики, ветераны в приюте... И всё же он предпочитал позитив.

...Есть замечательная фраза: “Независимо от того, что фотограф вкладывает в свою работу, зритель увидит только то, что ему близко и понятно... Резонирует только созвучное”. В ретроспективе “Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа” каждый найдёт своё.

Акцент

Чтобы сделать один из снимков к фотоальбому о Первой конной армии, Александр Родченко буквально лёг у самой кромки скаковой дорожки. Фоторепортёры, наблюдавшие за этой сценой, потом спрашивали: “А тебе не страшно было?” — “Я знал, что лошадь не должна наступить на человека”, — ответил Родченко.

Нюанс

Самый знаменитый снимок Лагранжа “Голуби мира”, пожалуй, единственный из срежиссированных. Птиц он прикормил пшеном, с молодыми людьми договорился, что по команде они побегут. Непонятно было только то, куда полетят голуби. Фотография имела большой резонанс: прежде здесь снимали парады и демонстрации, а Лагранж увидел отдых и прогулки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА