Новости
Сравнение в пользу
Впрочем, Светлана Светославовна побывала в Иркутске не для того, чтобы полюбоваться красотой Ангары и Байкала. В Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) принято регулярно встречаться и обмениваться опытом по самым разнообразным вопросам местного самоуправления. Недавно в Иркутске состоялась очередная конференция АСДГ по теме: “Стратегия управления земельными ресурсами муниципальных образований”. Присутствовали представители практически всех городов Сибири и Дальнего Востока плюс Екатеринбург и Нижний Новгород. Самым актуальным вопросом было взаимодействие органов местного самоуправления с органами власти субъекта Федерации в области полномочий по распоряжению земельными участками. Как показывает практика России, уже на многих территориях региональные власти взяли на себя полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В Сибири это Кемерово, Бийск, Барнаул. В других городах, в том числе, Иркутске, полномочия как бы поделены пополам. Вопросы, связанные с временными сооружениями, и “дачная амнистия” остались в ведении муниципалитета. А все, что касается строительства, решается в Иркутской областной администрации. Единственные сибирские города, которых не затронули эти тенденции, — Томск и Красноярск.
Такой разброс в разделении полномочий связан с тем, что сегодня администрация субъекта сама определяет, как и в какой мере делить с муниципалитетами право управления неразграниченными землями.
Надо сказать, что эта практика порождает проблемы, причем везде одни и те же. Главная заключается в том, что региональные администрации оказались недостаточно подготовленными к этой работе. Особенно это касается приема граждан. В итоге рассмотрение дел, сроки заключения договоров затягиваются. И возникает резонный вопрос: нужна ли эта излишняя централизация? По крайней мере, красноярский опыт показывает, что муниципалитет способен эффективно организовать работу по всем направлениям землепользования. И если где-то сроки рассмотрения дел затягиваются, то у нас они, напротив, сокращаются.
Второй вопрос, который привлек всеобщее внимание, были многоквартирные дома, а точнее, постановка на кадастровый учет земельных участков, на которых они расположены. По словам Светланы Савицкой, в Красноярске эта работа находится пока в начальной стадии. В краевом центре примерно 6700 домов, а участков сформировано всего 169. В это количество входят здания, ранее принадлежавшие железной дороге, которая за свой счет произвела необходимые работы по оформлению земельных участков, а впоследствии передала дома муниципалитету, и небольшое количество ТСЖ. Что касается последних, то, как отметила Светлана Светославовна, кто хотел оформить землю, тот это сделал, вот только хотели немногие. Но, как выяснилось в Иркутске, сегодня нет городов, где эта работа была бы проведена в более масштабном размере, чем у нас. Кстати, у Красноярска есть определенные преимущества по сравнению со многими другими. В 2001 году утвержден Генеральный план развития города, а недавно приняты правила застройки. В Иркутске, к примеру, ничего этого нет. То есть, генплан, конечно, есть, но очень старый и во многом не соответствующий действительности. Поэтому стоимость работ по формированию земельных участков там очень высока. Например, предполагается затратить на выполнение межевания территорий, занятых многоквартирными домами, порядка 100 млн рублей. Для сравнения: на аналогичные работы в Красноярске планируется выделить около 50 млн. При этом надо учитывать, что Красноярск больше Иркутска. Но благодаря наличию градостроительного регламента землеустроительные работы у нас значительно дешевле.
Учитывая состояние дел, озвученное на конференции предложение субъектам Федерации согласовать продление сроков постановки земельных участков под многоквартирными домами на кадастровый учет выглядит вполне разумным. Пока он определен до 1 июля 2008 года.
По мнению Светланы Савицкой (и это не только ее мнение), эта дата не совсем реальна. Поэтому муниципалитеты просят, чтобы сроки были продлены на год.
Заинтересовали присутствующих и первые результаты “дачной амнистии”. С докладом, как это делается в Красноярске, как раз и выступала Светлана Савицкая. Также ознакомили коллег со своей практикой представители города Черногорска из соседней Хакасии и хозяева-иркутяне. И здесь Красноярску есть что показать. Ведь у нас даже создан Центр по приему граждан по реализации закона 93-ФЗ. В Черногорске, к примеру, работу по всем садам ведет один человек. Но тем не менее в Хакасии серьезно продвинулись вперед. Сегодня там рассматривают и решают вопросы о предоставлении участков, которые фактически заняты. Поясним, о чем идет речь. Предположим, кто-то когда-то построил садовый домик рядом с территорией товарищества и занял “бесхозные” шесть соток. Узаконить его невозможно, поскольку он не входит в границы садоводства. Чтобы помочь такому владельцу, красноярский департамент муниципального имущества пытается включить участок в земли товарищества. К сожалению, не всегда это получается. Ведь приходится решать эти вопросы с учетом соответствия градостроительному регламенту В Черногорске это делается гораздо проще.
В Иркутске — подход прямо противоположный. Муниципалитет весьма ограниченно оформляет земельные участки, потому что, как они считают, “земля дорогая, мы ценим свои земельные участки и не готовы предоставлять их в собственность всем желающим бесплатно”. Поэтому там чаще земля отдается в аренду. Впрочем, иркутяне ссылаются на свою специфику: у них сады находятся даже в непосредственной близости от центра города.
Обозначена была и основная проблема “дачной амнистии”. Она касается самовольно возведенных строений, в особенности речь идет о гаражах. Светлана Савицкая высказала на конференции предложение, к которому, правда, собравшиеся отнеслись весьма осторожно. Речь идет о выходе с инициативой на вышестоящий уровень с тем, чтобы муниципальные образования получили полномочия по предоставлению земельных участков под такими объектами. Сегодня это крайне болезненная и, главное, тупиковая проблема. Ее практически невозможно решить в судебном порядке. Значит, надо пытаться решить в административном. Понятно, почему коллеги восприняли идею Светланы Савицкой весьма прохладно. Ведь в этом случае муниципалитет берет на себя огромную ответственность. Для того чтобы узаконить здание, строившееся без всякого проекта, надо, как минимум, убедиться в том, что оно отвечает всем требованиям безопасности. Следует учитывать и болезненную реакцию граждан, возможность конфликтных ситуаций, когда люди готовы схватить вилы и пойти друг на друга. Тем не менее, по здравому размышлению, коллеги все-таки решили проработать этот вопрос. Ведь от проблемы “самоволки” в песок не спрячешься.
На обсуждении присутствовали и судьи Иркутского арбитражного суда, которые подтвердили, что существующий порядок не предусматривает решения таких дел в суде.
Однако свет в конце тоннеля виден. В Красноярске уже появились первые судебные решения по “самоволкам”. Пока их немного, но уже признаны права граждан на гаражи и пристройки к жилым домам. И здесь важно не количество. Главное — создан прецедент.
Наверное, надо чаще встречаться с соседями. Это дает понимание того, сколько нового и интересного сделано в нашем городе в такой непростой области, как земельные отношения