Новости
Честная практика
Измученные очередями в родной поликлинике, многие из нас хотя бы раз решались обратиться к частному медицинскому специалисту. Ведь порой ситуация может “прижать” так, что уже не до экономии. Частная медицина в Красноярске представлена как солидными специализированными клиниками, так и частными кабинетами УЗИ при общежитиях. Различаются они, разумеется, и уровнем подготовки специалистов, и техническими возможностями.
Основным преимуществом частных центров мы считаем экономию времени, удобство обслуживания и комфортные условия. Вроде бы красота — очередей нет, на прием к узкому специалисту, к которому в обычной поликлинике бывает непросто записаться, вы можете попасть хоть завтра, достаточно телефонного звонка. Результаты анализов не нужно ждать две недели, все можно пройти за один день, больничный интерьер радует глаз, да и палаты в стационарах почти как номера в хороших санаториях. За все это, разумеется, нужно платить.
Заметим, что у клиентов порой возникают проблемы с медицинскими клиниками. Кому-то удается уладить вопрос, не выходя из кабинета директора учреждения, а кто-то годами мотается по судам, пытаясь доказать причиненный вред.
Оправдывает ли “бизнес на здоровье” те надежды, которые мы на нее возлагаем? Что мы вправе требовать и к кому обращаться с претензиями на обслуживание в частной клинике?
С этими вопросами нам помог разобраться Александр МЕЛЕХОВ, руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Красноярскому краю.
Плата за регалии
Ситуация такова, что в некоторых сферах медицины частники являются уже практически монополистами — в государственных учреждениях здравоохранения таких услуг практически не оказывают.
— Косметология на девяносто процентов в городе представлена частными клиниками, стоматология, наверное, процентов на семьдесят, в лидерах также центры, проводящие диагностические исследования, — рассказывает Александр Мелехов. — Например, на томографические исследования в государственных медучреждения огромные очереди, процедура очень востребована, поэтому крупные медицинские центры все чаще приобретают себе томографы.
Также частные клиники весьма активно проводят эндоскопические, ортопедические, офтальмологические операции, ЭКО.
Но никто пока не берется за кардиохирургию, ангеографию — слишком уж трудоемко. Зато на медицинском рынке присутствует огромное количество специалистов женского и мужского здоровья, стоматологий. Во-первых, есть спрос, во-вторых — оборудование для таких кабинетов более доступно по стоимости, чем, например, для клиники коррекции зрения.
Первый вопрос, возникающий при просмотре цен на услуги: из чего же складывается их стоимость?
Частники, как правило, ориентируются на уже существующие расценки в государственных поликлиниках и больницах, где оказывают платные услуги. На стоимость также напрямую влияет статус и репутация учреждения. Однако четких рамок нет, поэтому в разных клиниках одна и та же услуга может стоить от пятисот рублей и до тысячи. При этом цена вовсе не является гарантом качества.
Недавно один из наших читателей интересовался: что фактически означает услуга “прием специалиста”? Что такое первичный прием, осмотр более-менее понятно. Но имеет ли право администратор обязывать клиента оплачивать якобы повторный прием, если необходимо просто что-то уточнить. Платить пятьсот рублей, чтобы просто заглянуть в кабинет?
В разных клиниках стоимость консультации колеблется от 300 до 1 000 рублей, в зависимости от квалификации специалиста. Аудиенция у именитого профессора оценивается по максимуму. Вы, кстати, вправе запросить у руководства клиники информацию о регалиях врача, его научных разработках и достижениях.
— Первичный прием специалиста обычно включает в себя осмотр пациента, сбор анамнеза, назначение дополнительных исследований, — говорит Алексей Мочевинский, заместитель директора по маркетингу одной из крупных красноярских медицинских клиник. — Повторные приемы — это отслеживание течения и излечения болезни. Условно говоря, заглянуть в кабинет, конечно, “услуга” бесплатная. Но стоимость повторного приема медучреждение устанавливает на свое усмотрение.
Обязать не имеете права
Одна из самых затратных статей расходов при частном обслуживании — диагностика, как лабораторная, так и аппаратная.
— Вас должно насторожить, если за сравнительно небольшую сумму обещают за два часа обследовать сразу весь организм, — говорит Александр Мелехов. — Все — значит ничего. Универсальных способов быстрой, дешевой и точной диагностики пока нет.
Не секрет, что нередко вместо пяти необходимых анализов вам настойчиво рекомендуют сдать десять, на всякий случай. А в одной из крупных частных клиник клиентам ласково, но твердо говорят: “А у нас обязательный пакет услуг”. Причем назначают сразу два разных “пакета”, пара услуг в которых повторяется. Получается, что за один и тот же анализ вы платите два раза. Особо внимательные пациенты, конечно, замечают и возмущаются. Принося глубочайшие извинения, ссылаясь на усталость и невнимательность, врач тут же вычеркивает лишнее. Поверить в усталость все-таки сложно, поскольку оформляются направления не при пациенте, а достаются из стола уже заранее написанные.
Подобная ситуация и со стоматологией. Диагноз вам называют, когда вы сидите в кресле с открытым ртом и хочется только одного — чтобы быстрее все закончилось. Ведь, по сути, вы не можете проверить ни диагноз, ни качество материалов, ни качество выполненных работ. Квалификацию врача вы можете оценить только спустя некоторое время, когда повылетают пломбы.
— Разумеется, ни в коем случае нельзя ничего навязывать, — рассказывает Алексей Мочевинский. — Однако в обязанностях специалиста подробно объяснить человеку, почему ему необходимы те или иные процедуры.
Федеральные стандарты оказания медицинский помощи существуют, но они носят рекомендательный характер. Врач сам решает, что вам назначить в первую очередь, а от чего можно пока отказаться. Иногда для установления точного диагноза требуется ряд анализов и исследований, поэтому не торопитесь обвинять медиков в корысти.
Однако никто не застрахован от непорядочного отношения, когда вас начнут убеждать срочно пройти совершенно ненужный и дорогостоящий курс. К сожалению, остается надеяться только на добросовестность медиков, поскольку разобраться и понять, не обманывают ли вас, может только специалист. Разумеется, в серьезных случаях, когда здоровью был нанесен вред, назначаются экспертизы.
Вправе ли руководство клиники уклоняться от предоставления четких расценок, говоря, что “сначала осмотр, а потом поймем, что необходимо”?
— Обращаясь в платную клинику, человек в первую очередь должен иметь представление о “коридоре” цен, — говорит Александр Мелехов. — Возможно, стоимость услуг покажется вам сразу неподходящей. Четкий прейскурант обязательно должен быть на информационном стенде, где также должны находиться закон о защите прав потребителей, лицензия, расписание работы врачей. В любом случае до осмотра, сбора анамнеза, врач вообще не может выписывать вам никаких назначений.
Еще врач не имеет права заниматься фармацевтической деятельностью, то есть предлагать вам купить какие-либо препараты прямо в кабинете. Это касается не только частных, но и государственных учреждений. Реализация медикаментов точно так же лицензируется и четко регламентируется, как и любая другая медицинская деятельность.
УЗИ на дому
Время от времени на глаза попадаются объявления о предоставлении некоторых медицинских услуг на дому — ультро-звуковое исследование, забор крови для лабораторного исследования, снятие абстинентного синдрома, осмотр гинеколога. Года три назад меня удивила история, что у себя на дому практически даром принимал стоматолог. Поскольку брать ответственность за анестезию он не желал, пациенты обходились без наркоза. Стоматологическое кресло стояло прямо посреди обычной комнаты… И ведь шли люди.
— Да, провести то же УЗИ на дому технически возможно, — говорит Александр Мелехов. — Но нужно понимать, что это будет самый простой аппарат, на котором вообще сложно что-либо определить. Особенно я бы рекомендовал воздержаться от всяческих инвазивных вмешательств на дому — капельниц, уколов в вену.
Жертвой рекламы, имея проблемы со здоровьем (а они есть у всех) стать очень легко. Предложения очистить организм, восстановить силы, поправить иммунитет на первый взгляд безобидны. Вроде ж не терапия, не операция. Но, к примеру, чрезвычайно популярная у желающих “очиститься” и похудеть гидроколонотерапия (иначе мега-клизма) имеет ряд противопоказаний, не учитывая которые можно заработать осложнения.
В нашем городе с врачами-частниками судятся регулярно, претензий достаточно. Однако новое учреждение медицинской направленности открывается в Красноярске практически каждый месяц.
Учтите, что к врачебной деятельности относится и целый ряд косметологических услуг — глубокие пилинги, очистки, массажи, татуажи и пирсинг. Лицензированию на оказание медицинских услуг подлежат небезобидные солярии, на посещение которых имеется более двух десятков противопоказаний. Только вот в российском законодательстве они классифицируются как бытовая техника, что позволяет некоторым предпринимателям халатно относиться к их обслуживанию.
В идеале — договор
— При обращении в частное медучреждение должен заключаться договор на оказание платных услуг. Он регламентирует взаимоотношения и является единственным документом, который защитит вас при возникновении конфликтной ситуации, — предупреждает Александр Мелехов.
Обратите внимание на порядок заключения договора. Например, название клиники, куда вы обратились, — “Не болей!”, но название юридического лица, открывшего учреждение, — ООО “Здоровье”. Так вот в договоре обязательно должно указываться юридическое лицо, поскольку оно и лицензируется.
Договор — это, правда, в идеале. Не во всех клиниках вам его предложат, да и при разовом обращении он не столь для пациентов важен. Если же речь идет о серьезной операции, последующем длительном лечении, договор необходим. Подтверждением оказанных услуг также являются чеки об оплате и выписка врача из амбулаторной карты.
Время частных смотровых кабинетов при общежитиях постепенно уходит. В клинике, претендующей на высокий статус, вы должны получать весь комплекс услуг. Сейчас на рынке медицинских услуг начинают работать серьезные инвесторы, дорожащие своей репутацией и подбирающие в штат только зарекомендовавших себя специалистов.
Если вы не можете добиться внятного ответа на вашу претензию от руководства медицинского центра, обращайтесь:
— В страховую компанию, если у учреждения заключен с ней договор.
— Управление по надзору в сфере здравоохранения.
— Суд.