Красноярск исторический
125 лет назад в Красноярске появились общественные дилижансы
За 30 лет работы этим транспортом было перевезено больше 80 тысяч пассажиров
Ветеран МВД, полковник юстиции в отставке Татьяна Игнатова уже давно заинтересовалась историей органов внутренних дел Красноярска. Изучая архивы, она находит много интересной информации. И не только о правоохранителях. Недавно Татьяна Анатольевна обнаружила прошение об открытии в городе общественного движения дилижансов.
24 октября 1895 года пользующийся правом торговли крестьянин из ссыльных Валериан Волжинский обратился к Красноярскому полицмейстеру коллежскому асессору Александру Греве с письмом:
“Желая предоставить жителямКрасноярска более дешёвый и удобныйпроезд по улицам между Старобазарноюплощадью и вокзалом Сибирской железнойдороги, я предполагаю открыть движениеобщественных дилижансов с платою запроезд до Новособорной площади пятькопеек с персоны и от Новособорнойплощади до железной дороги те же пятькопеек. Проектируемые мною дилижансыбудут одноконные, парные и троечные,смотря по тому, которые соображаясь свременем года будут предоставлятьбольше удобств для публики…”
Полицмейстер признал поступившее предложение полезным для общества. Поддерживая желание Волжинского открыть движение общественных дилижансов, уже 8 ноября он переправил прошение в городскую управу для передачи на рассмотрение Думы. И 23 ноября ссыльному крестьянину разрешили открыть движение дилижансов по улице Большая Воскресенская (сейчас проспект Мира) на три года с платой в доход города за стоянку по десять рублей в год за каждую лошадь. Плата за проезд была установлена та, что отмечалась в прошении.
Волжинский сразу приступил креализации своего замысла, —рассказала Татьяна Игнатова, котораязаинтересовалась этой историей.
7 декабря того же года он подал заявление в городскую Думу с просьбой о выделении ему в аренду 200 квадратных саженей земли, примыкающей к дому его жены по улице Береговой. Ему требовалась территория для устройства помещений для лошадей, дилижансов, кузницы и прочих приспособлений. Также он просил разрешить выстроить на Старо- и Новобазарной площадях близ железнодорожного вокзала небольшие крытые павильоны, “где бы публика в ожидании дилижанса могла укрыться в ненастную погоду от дождя и ветра”. В этом же заявлении он высказал своё несогласие с назначенной платой в доход города с каждой лошади и предлагал другой вариант — 20 рублей в год с дилижанса.
Городская Дума, рассмотрев 16 декабря прошение Волжинского и выслушав его на заседании, разрешила открыть павильоны на Старобазарной и Навобазарной площадях. Для этого были предоставлены участки в размере 10 квадратных саженей с арендной платой по два рубля за сажень в год. По запрашиваемому крестьянином участку земли в 200 квадратных саженей решили провести торги.
Интересно, что в тот же день в Думе обсудили заявление дворянина Николая Евстифеева, который просил разрешить ему организовать “правильное движение дилижансов от одного конца города до другого”. Но ему отказали, поскольку этим вопросом уже занимался ссыльный крестьянин.
О том, что Волжинским движениедилижансов было организовано в 1896году, свидетельствует его новоепрошение в Думу от 12 февраля тогогода, — отмечает Татьяна Анатольевна.— Он просил “…разрешить продлить линиюдвижения до механического завода И.Матвеева, со взиманием платы междувокзалом железной дороги и заводом 5копеек с каждого пассажира, на что ивыдать мне подлежащее свидетельство…”
Дума удовлетворила эту просьбу. А вскоре Волжинский получил в аренду участок земли у механического завода на устройство павильона для ожидания дилижансов. Крестьянину дали возможность продавать в этих павильонах прохладительные напитки — квас и сельтерскую воду.
"К сожалению, в документах нетописания используемых Волжинскимобщественных дилижансов, — говоритТатьяна Анатольевна. — А хотелось быувидеть хотя бы картинку первыхдилижансов в Красноярске —прародителей нынешних современныхавтобусов, троллейбусов и трамваев.Возможно, у кого-то из читателей всемейном архиве есть такое фото, либосохранились воспоминания прадедов отех событиях?"
В тему
Русские познакомились с дилижансами в начале XIX века, когда ездили в Европу. Поэт и публицист Фёдор Глинка писал:
“Дилижанс — преогромная и превыгоднаякарета, в которой всяк за сходную ценуможет нанять себе место. Тут сидишь,как в комнате, в обществе пятнадцатиили шестнадцати разного звания, разныхсвойств и часто разных наций людей”.
В 1820 году была организована акционерная компания для устройства регулярного движения дилижансов между Петербургом и Москвой. Около четырёх суток требовалось, чтобы переехать из одного города в другой. Дилижансы представляли собой длинные обтянутые кожей возки, с двумя оконцами, спереди и сзади, потому что пассажиры сидели посередине двумя рядами, спинами друг к другу.
За 30 лет работы этим видом транспорта перевезли больше 80 тысяч пассажиров. Но в ноябре 1851 года открылась железнодорожная ветка между двумя столицами. Время, которое люди проводили в дороге, сократилось до 22 часов. Эпоха дилижансов в столицах отходила в прошлое. А в Красноярске их ещё не было...
Справка
Дилижанс — междугородный общественный транспорт, многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту. До эпохи поездов дилижансы во многих странах были наиболее популярным средством передвижения из города в город. В дилижансах перевозили и пассажиров, и почту. Не случайно в России выпускали марки, посвящённые этому виду транспорта.
Фото: wikinews.org