Новости
Поймать на живца
Штрафы за браконьерство увеличились в два раза
Путешествуя в прошлом году по Енисею, услышала следующую историю. Каждый из камней на одном из речных порогов закреплен за определенной семьей, живущей в прибрежной деревне. Конечно, официально в частную собственность огромные валуны никто не оформлял, однако они передаются по наследству от поколения к поколению. Именно к таким валунам удобно прикреплять самоловы. Запрет на добычу осетровых действует давно, но здесь браконьерством занимаются практически все местные жители. Однажды двое рыбаков не поделили камень. Конфликт закончился убийством…
Произошел этот случай не в варварские времена, а пару лет назад. Торговля осетровыми — выгодное дело, человеческая жизнь оказалась дешевле возможной будущей прибыли.
Ежегодно на водоемах края браконьерством занимаются сотни рыбаков. Некоторые нарушают закон по незнанию, для других запрещенный лов — способ получения прибыли. Третьи попросту не хотят заниматься оформлением документов на законный лов.
— Конечно, не всякий человек, вышедший на водоем с удочкой, является браконьером, — рассказывает Владимир Хапчук, заместитель начальника отдела рыбнадзора управления Россельхознадзора по Красноярскому краю. — Нарушителями становятся те, кто не соблюдает существующих правил. Так, во время весеннего нереста и осеннего ската допускается лов рыбы с берега только одной удочкой с двумя крючками. В этот период категорически запрещено рыбачить с лодок, островов.
Ловить рыбу с применением взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий лова, огнестрельного и пневматического оружия запрещено круглогодично.
— Одно из орудий браконьера — косынка, — говорит Владимир Хапчук. — На обычную удочку прикрепляется небольшая сетка треугольной формы. Мало того, что, используя этот незаконный инструмент, браконьеры вылавливают достаточно большое количество рыбы, так еще и наносят вред другим живым организмам водоема. Находящаяся внизу железная планка при движении по дну сбивает и икру, и водоросли. За данное нарушение рыболов может попасть под уголовную ответственность.
Еще одно запрещенное орудие — самолов. Обычно с его помощью незаконно добывают осетровых. Запасы этой рыбы в крае сокращаются с огромной скоростью. В качестве исключения ее разрешено вылавливать коренным малочисленным народам северных районов, а также специалистам для научных целей и воспроизводства. Стоимость осетра или стерляди сегодня достаточно высока, ради выгоды браконьеры идут на нарушение закона. Ущерб, который наносится водоемам при использовании самоловов, огромен. Это орудие не только ловит, но и сильно калечит рыбу, которая, даже если не попалась на крючок, скорее всего, уже не выживет.
И все же, по словам специалистов, сегодня основное орудие браконьера — сеть, которую при определенных условиях можно использовать и на вполне законных основаниях. Правда, для этого нужно получить разрешение, обратившись в ФГУ “Енисейрыбвод”. Но вот сделать это спешат немногие.
Даже если рыболов не пользуется запрещенными орудиями и получил необходимое разрешение, он должен соблюдать определенные правила, чтобы не стать нарушителем.
— Законом ограничено разрешенное количество выловленной рыбы. Например, согласно правилам спортивного и любительского рыболовства, каждый рыбак может вывести только 20 хариусов в независимости от времени нахождения на водоеме. За все, что сверху нормы, — штраф, — рассказывает Владимир Хавчук. — Кстати, в этом году меры наказания ужесточились. Размер штрафов увеличен вдвое, для физического лица он составляет от одной до двух тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 15 тысяч рублей, для юридических — от 100 до 200 тысяч рублей. Также нарушителю придется заплатить за каждую рыбку: скажем, один хариус обойдется ему в 250 рублей. Кроме того, по новому постановлению правительства у браконьера изымается и рыба, и орудия лова, и даже транспортные средства. С увеличением штрафных санкций нарушителей стало меньше. Когда штраф составлял всего 500 рублей, а рыбаку оставляли__ __улов, хоть он и выкупал его за определенную стоимость, наказания боялись меньше. Планируется, что в ближайшее время штрафы будут еще увеличены, возможно, создадут новый закон, карающий за браконьерство.
Уже сегодня в особо тяжелых случаях нарушителям грозит уголовная ответственность. В 2006 году инспекторы рыбнадзора составили около 5,5 тысячи протоколов об административных правонарушениях, заведено несколько десятков уголовных дел.
— Реальные сроки заключения дают крайне редко. Обычно нарушитель выплачивает штраф либо получает условный срок. Иногда, если браконьер раскаивается, уголовное преследование прекращают. Но я думаю, если бы несколько раз показательно кого-нибудь действительно реально наказали, количество преступлений значительно сократилось бы, — считает Владимир Хавчук.
В конце июня на большей части территории нашего края завершился запрет на лов рыбы в весенний нерестовый период, действующий с 20 апреля. За это время инспекторы выявили 1 242 случая нарушений. В общей сложности браконьеры заплатят более 1,1 млн рублей штрафов. Для сравнения, во время прошлогоднего двухмесячника зафиксировано свыше 1 800 нарушений.
Кроме проверок на воде в период запрета борьба с незаконным ловом походила на продовольственных рынках городов края. Выловленная в это время рыба не проходит анализов на качество, реализуется без ветеринарных документов и может быть опасной для здоровья людей. Нерадивые торговцы лишались своего товара, а также выплачивали штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. По словам специалистов управления Россельхознадзора, в дальнейшем многие продавцы отказываются торговать таким незаконным товаром, а браконьеры лишаются мест сбыта рыбы.
Рейды на водоемах проходят не только во время двухмесячника. Инспекторы рыбнадзора проводят проверки практически каждый день. Нередко работают совместно с сотрудниками милиции: бывает, что нарушители оказывают серьезное сопротивление.
Если изъятая у браконьеров рыба еще жива, ее выпускают в водоем. На месте любым способом, не противоречащим экологии, уничтожаются уже погибшие осетровые. Остальной улов сдают на хранение, а затем рыба передается в Российский фонд федерального имущества, сотрудники которого будут заниматься ее реализацией. Вырученные деньги перечислят в федеральный бюджет. Инспекторы говорят, что этот путь слишком длинный и неудобный, но ничего не поделаешь: в такие рамки их поставил законодатель.
— Никто не говорит, что нужно запретить рыболовство совсем, но все должно быть в рамках закона, — считает Владимир Хавчук. — За варварские способы добычи рыбы, такие, как использование отравляющих веществ, электроудочек, надо сажать. Ведь браконьеры буквально вытравливают всю живность из водоемов. У нас в крае есть реки, в которых раньше ловилась вся рыба, сегодня они в буквальном смысле слова омертвели.
ВРЕЗКА
Во время весеннего запрета сотрудники милиции общественной безопасности ЛОВД в порту в Красноярске изъяли крупную партию незаконно выловленной рыбы — 6 тонн налима.