Бизнес
«Это так удобно». Как в пандемию красноярцы распробовали доставку продуктов на дом
Пандемия открыла новые возможности для ритейлеров.
Пандемия открыла новые возможности для ритейлеров. С введением режима самоизоляции многие из них стали развивать такое направление, как доставка товаров на дом. Gornovosti.ru узнали, на сколько этот сервис оказался популярен и какие перспективы у него есть в ближайшее время.
В магазин онлайн
Для продуктовых ритейлеров запрета на работу или частичное ее ограничение на территории Красноярского края не вводилось. Но торговые сети быстро сориентировались в условиях режима самоизоляции (когда горожане в основном имели возможность выйти из дома только в экстренных случаях или чтобы добраться до рабочего места) и запустили доставку продуктов и товаров на дом. Так, в апреле в Красноярск зашел федеральный сервис доставки продуктов и товаров первой необходимости СберМаркет (входит в экосистему Сбербанка).
«В 2020 году СберМаркет запустил доставку продуктов по всей России, а основной запуск пришёлся на второй квартал 2020 года в разгар периода изоляции. Сейчас мы видим, что услуги доставки продуктов востребованы по всей стране, в частности, в Сибири мы доставили более 1 миллиона заказов. В этом году мы намерены работать над тем, чтобы доставка продуктов из магазинов стала еще быстрее», — рассказал операционный директор СберМаркета Владимир Камионко.
В компании Gornovosti.ru уточнили, что в течение года через СберМаркет красноярцы сделали более 200 тысяч заказов.
За год спрос на онлайн-покупку товаров вырос в 2,8 раза. Средний чек в Красноярске составил 2760 рублей. Чаще всего горожане просили доставить им продукты из «Ленты» и METRO. Среди самых популярных товаров — молоко, бананы, сметана, яйца, творог, свежие овощи и фрукты, мясо, майонез. Последний товар, как говорят в СберМаркете, оказался очень популярным только в Красноярске.
В начале пандемии местные продуктовые ритейлеры (например, «Командор», «Мясничий» (Goldman Group), «Красный Яр») создали онлайн-магазины с возможностью заказа товаров на дом.
Так, в ГК «Командор» рассказали, что заметный рост заказов пришелся не на начало пандемии, а на октябрь 2020 – январь 2021 года. Возможно, это связано с тем, что сервис запустили только в начале мая. В среднем доставка продуктов на дом составляет 2,2 % от оборота магазинов, из которых они доставляются. Среди самых популярных товаров в онлайн-магазине: молочная продукция, фрукты, овощи, гастрономия (сыр, колбасы) и сладости. Средний чек в онлайн-магазине «Командора» равен 2200 рублей.
Заказ еды через такси
Крупные сервисы такси после введения режима самоизоляции также стали оказывать услуги по доставке товаров из магазинов, курьерами в данном случае выступали таксисты.
В конце прошлого года сервис доставки от «Ситимобил для бизнеса» и ResearchMe провели опрос среди представителей малого бизнеса и их клиентов и выяснили, как пандемия сказалась на услугах доставки. Более трети опрошенных красноярцев (39 %) стали чаще пользоваться услугами доставки — в основном во время удаленной работы или в периоды самоизоляции. 36 % опрошенных пользовались доставкой с прежней частотой, а 12 % стали делать это реже. Большинство предпринимателей (84 %) отметили, что повышенный спрос на доставку возник весной-летом. В связи с чем 21 % опрошенных бизнесменов полностью перешли на оказание этой услуги. У 37 % востребованность доставки среди клиентов продолжает расти до сих пор.
Потому что так удобнее
Маркетолог, эксперт розничного рынка Дмитрий Полуянов говорит, что изначально доставка продуктов на дом была рассчитана на две целевые аудитории. Первая – это мамы с детьми, которым не всегда удобно идти в магазин и зачастую проще, чтобы продукты привозили на дом. Вторая аудитория — это пенсионеры. Самостоятельно доставлять из магазина габаритные товары пожилым людям тяжело, поэтому они готовы пользоваться этой услугой. Пандемия стала своего рода катализатором для развития онлайн-магазинов и доставки товаров. Люди стали бояться ходить в торговые сети и места массового скопления людей. Как следствие, страх привел к росту спроса на доставку товаров.
«Со снятием ограничений многие клиенты вернулись к привычному режиму покупок. Но часть людей по-прежнему предпочитают пользоваться доставкой, потому что так удобнее. Эти люди уже не представляют, как ходить в магазин. В основном это занятые или «ленивые» люди, — рассказывает Дмитрий Полуянов. — Не так давно я был в поликлинике и услышал разговор двух сотрудниц. Одна говорила другой, что заказала продукты, которые привезут прямо на работу, благодаря чему девушка сможет сразу поехать домой, не заходя в магазин. Девушка подчеркнула, что это так удобно. Для себя я подметил, что для работающих женщин доставка продуктов – это хороший и удобный сервис».
За доставкой будущее?
Хотя сейчас ситуация с заболеваемостью коронавирусом улучшается, спрос на доставку продолжит расти, уверен Дмитрий Полуянов. А это значит, что красноярцам будут доступны новые онлайн-сервисы. Так, на прошлой неделе Gornovosti.ru рассказывали, что сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома «Самокат» принял решение выйти в регионы. Компания планирует зайти во всех города-миллионники. Конкретно по Красноярску пока планов нет, но в компании рассчитывают прийти и в наш город.
Дмитрий Полуянов говорит, что сейчас оборот доставки у крупных федеральных торговых сетей (в основном в Москве и Санкт-Петербурге) доходит до 3,5 %, в то время, как двумя годами ранее он не превышал 1 %. По информации из открытых источников, стоит задача довести этот показатель до 5 % уже к концу года. В Красноярске за год пандемии спрос на услуги доставки продуктов и товаров первой необходимости также заметно подрос. По оценкам Дмитрия Полуянова, сейчас оборот доставки в красноярских сетях составляет около 1 %.
«С чем связана такая небольшая доля доставки в обороте компаний? С плотностью населения и пробками на дорогах», — поясняет эксперт.
Дмитрий Полуянов говорит: еще несколько лет назад он не мог предположить, что это направление будет набирать популярность в ближайшие годы. Но сейчас эксперт розничного рынка предполагает, что спрос на доставку продолжит расти.
Ранее руководитель проекта по доставке обедов в офисы и кафе «ОДА! ЕДА» Марина Романцова, говоря о спросе красноярцев на готовые блюда, отмечала, что популярность заказа еды на дом у красноярцев набирает обороты и будет расти. Причем пандемия не сыграла в этом вопросе основную роль. Люди пользуются доставкой обедов, потому что так удобнее и можно сэкономить свое время.
«Что движет человеком? Страх, лень и влечение. Благодаря двум первым составляющим, доставка будет наращивать обороты. Пандемия показала, что многие люди боятся болезни. Если верить вирусологам, то это не последний выявленный вирус в стране и мире. К тому что торговые сети будут активно пользоваться ленью людей, объясняя им, зачем ходить в магазин и терять время, если он может приехать к вам сам», — заключает Дмитрий Полуянов.
Фото: Александр Черных, ГК «Командор», Дмитрий Полуянов, pixabay.com