Новости

Битва за асфальт

Битва за асфальт

— Красноярск с каждым годом все уверенней закрепляет за собой звание столицы дрэг-рейсинга. Стихийные гонки, которые вошли в моду в последнее время, доставляют вам много хлопот?

— Уличные гонки — это не новое веяние. Так называемый форсаж проводится еще с 90-х годов. Тогда начали появляться иномарки с мощными двигателями, “золотая молодежь” и так далее. Бороться с ними довольно сложно. Ведь механизм такой: договорились, перекрыли дорогу, встали, стартанули, разъехались. Если у нас появляется информация о заездах, то отправляем на место экипаж. Если даже кого-то и ловили, то ответственность за нарушение невысока: превышение скорости на 60 км/час предусматривает штраф 300 рублей. Для человека, который имеет “заряженную” машину, эта сумма ничтожна. Так что серьезно наказать любителей быстрой езды не представляется возможным. Насколько я знаю, некоторые из них объединились, стараются выбрать место поспокойней и занимаются своим хобби обособленно. Сейчас строится специализированная трасса в Солонцах, и они, скорее всего, перебазируются туда.

Другое дело, что у нас появилось новое веяние, которое имеет место во всем мире — стрит-рейсинг. Это самое опасное развлечение. Час пик, центр города — и в таких условиях начинаются гонки. Опасны они не только для жизни самих участников, но и для других водителей и, прежде всего, пешеходов.

— Недавно во время проведения в Красноярске гонок на выживание произошел трагический случай, в результате которого погиб человек. Какую роль выполняют сотрудники ГИБДД на таких мероприятиях, несут ли ответственность за безопасность?

— Мы обеспечиваем безопасность в районе соревнований. То есть на федеральной трассе, парковке. А то, что происходит на трассе — в компетенции организаторов. Они кстати не раз подходили к этой семье и просили отойти от трассы подальше. Но те не послушали. Этот пример говорит о том, что даже на организованных мероприятиях случаются нештатные ситуации, а при стихийных заездах риск многократно увеличивается.

— К разряду сезонных можно отнести и проблему с двухколесным транспортом. Насколько она обострилась?

— Проблема с велосипедистами и владельцами мотороллеров стала возникать только в последнее время. Девяностые годы были периодом, когда у людей вообще ни на что не хватало денег, а тем более — на дорогой велосипед. Но, к счастью, это время закончилось, и сейчас красноярцы стали покупать велосипеды, мокики и так далее. С мокиками, кстати, вообще отдельный разговор. Это средство, к которому невозможно применить никаких санкций — для управления прав не требуется, регистрации средства — тоже. Возрастные ограничения нигде не оговорены. В итоге на дороги города выезжают дети, не зная правил движения и не неся никакой ответственности за их нарушение. О чем думают родители? Наивно полагают, что ребенок будет ездить вокруг песочницы?

Велосипед — это другое. Да, это вещь полезная для здоровья. Но, во-первых, двигаться на нем можно только по специальным велосипедным дорожкам, которых у нас в городе нет. Во-вторых, выезд на дорогу разрешается с 14 лет, но, опять же, это очень опасно в наших условиях. В-третьих, нужно подумать о количестве вредных веществ и выхлопных газов на улицах. Занимаясь спортом, человек активно их вдыхает. И принесет ли пользу такая прогулка — совершенно непонятно. Кататься все же нужно либо в жилых зонах, где уровень загазованности меньше, либо на специализированных площадках. У нас это о. Татышев и о. Отдыха, где есть и прокат, и специальные дорожки.

Кстати, в ПДД есть оговорка, что на основании решения субъекта Федерации можно ввести водительские удостоверения для водителей велосипедов. Чтобы выезжать на проезжую часть, нужно сдать на права и ездить. Но это огромная нагрузка. Да и граждане наши к этому совершенно не готовы.

— Несмотря на сухой асфальт и отличную погоду, в городе сейчас происходит немало ДТП. С чем это связано?

— Вы будете удивлены, но действительно пик аварий приходится на жару. У нас работал один инспектор, который вывел собственную формулу — на водителей влияет солнечная активность. Дней через 7 после выбросов на солнце, о которых обычно предупреждают СМИ, происходит скачок количества аварий.

Кроме того, когда мы проанализировали статистику ДТП по годам, то увидели что их пик приходится на 1991-й и 1997 годы. Это время больших общественных потрясений. Так что кое-какие закономерности увидеть можно.

Также существуют “заколдованные” перекрестки, которые на первый взгляд абсолютно не выглядят аварийными. Но там с завидной регулярностью возникают проблемы. Например, на улице Юности есть административный проезд, где постоянно происходили столкновения. Потом администрация положила там “лежачих полицейских”, и все прекратилось.

— У водителей нередко возникают жалобы на кустарных “лежачих полицейских”. Эти приспособления имеют определенные стандарты, не так ли?

— По городу установлено 12 санкционированных “лежачих полицейских”. И к 1 сентября около общеобразовательных учреждений будет установлено еще 14. Как правило, самовольно устанавливаются лежачие полицейские во дворах коммунальными службами. Однако все они должны быть окрашены и сопровождены предупреждающим знаком.

Вообще, это специальное инженерное сооружение, выполненное из особо твердой резины. Стоимость самого простого — около 15 тысяч рублей. Часто нам звонят жители города и просят их установить. Но есть четкие рекомендации по установке: улица должна включать лишь две полосы движения, отсутствие маршрутов общественного транспорта. Кроме того, вблизи не должно быть больниц, отделений “Горгаза”, пожарных частей и так далее, чтобы не затруднять проезд спецтранспорта. Поэтому количество улиц, где мы можем установить лежачих полицейских, не так уж и велико.

— Среди основных причин возникновения бесконечных пробок в центре города называют неправильную парковку и отсутствие культуры вождения у наших автомобилистов. Что приходится делать, чтобы научить водителей правильно ставить своего “коня”?

— Эвакуация неправильно припаркованных автомобилей — это мировой опыт. Ведь проблема заторов актуальна для всех крупных городов. Улицы в исторической части города узкие, и такой объем транспорта там просто не предусматривался. Наши водители часто прямо посреди проезжей части бросают машины и создают проблему сотням других участников движения. Один раз у нас возникла вообще парадоксальная ситуация. “Возле речки утром рано повстречались два барана” — звучит грубо, но иначе не скажешь. Водители пошли на принцип и в итоге на перекрестке Мира — Вейнбаума заперли друг друга так, что инспекторам пришлось разгонять все окружающие машины и растаскивать их, потому что вперед автомобили проехать уже не могли. Такое вот у нас отношение друг другу. Поэтому мы вынуждены прибегать к жестким мерам.

Когда мы начали решать проблему парковок при помощи эвакуатора, то нас часто обвиняли, что мы таскаем только старые “Жигули”, а дорогие иномарки остаются на месте. “Они откупаются”, — говорили многие. Ничего подобного.

Дело в том, что владелец автоэвакуатора, с которым у ГИБДД заключен договор, несет ответственность за автомобиль, который доставляет на штрафплощадку. Поэтому если он повредит “Мерседес” то будет возмещать ущерб. Сейчас у нас появились такие эвакуаторы, которые могут убирать любые машины. Что мы и делаем. И основные проблемы возникают на пр. Мира.

— Какие нестандартные шаги вы делаете для привлечения внимания к сложившимся проблемам? Совместные акции со школьниками — это новые традиции или эксперимент?

— Акции с детьми — это не ноу-хау. Я еще учился в школе, когда мы вместе с инспекторами выходили на дороги города. В первую очередь эти мероприятия направлены на формирование культуры поведения самих детей. Ведь это поколение будущих водителей. Обучать безопасному поведению обязаны школы и детские сады, а ГИБДД — контролирующий орган. Но мы проявляем инициативу, проводим занятия, профилактические беседы (в том числе и с родителями) и другие мероприятия.

ГИБДД Красноярского края довольно известна на федеральном уровне. Именно по части креатива. В канун Нового года водителей останавливал инспектор-Дед Мороз, дарили торты, сладкие подарки, бензин. Дух товарищества, кстати, у современных водителей не так силен, как раньше, и мы как-то проводили акцию, в ходе которой девушки просили помощи у проезжающих мимо автомобилей. Всем водителям, которые не отказывали в помощи, дарили призы.

— Адекватна ли реакция на подобные шаги? Что вы можете сказать о сложившемся имидже инспектора в среде нынешних автомобилистов?

— Когда начинают обвинять инспекторов в каких-то нарушениях, мне хочется сказать — инспектора ДПС не рождаются в каком-то гнезде. Они точно такие же, как и все остальные представители нашего общества. Непонятно, когда водители, с одной стороны, относятся с пренебрежением к правилам движения, инспекторам и их работе, а когда что-нибудь случается, начинают говорить: где инспектора, нужно чтобы они следили, наказывали. Почему, спрашивается, наши люди с таким неуважением относятся к себе, что просят, чтобы над ними стоял человек с палкой? Пускай и полосатой. Каждый должен понять, что правила нужно соблюдать для себя, для безопасности своих близких и друзей.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА