Новости

Как субъект - субъекту

Как субъект - субъекту

Как субъект - субъектуНе поучать, а обучать

Результат полувековой деятельности известного красноярского ученого Виталия Дьяченко — двухтомник “Современная дидактика” — на днях был презентован учителям и педагогам города. На конференции по этому случаю присутствовали наиболее активные, передовые преподаватели. А самое главное — это именно те люди, которые внедряют в жизнь разработки Виталия Кузьмича. Учебное пособие для педагогов всех уровней — воспитателей, учителей, преподавателей — уже не открывает новый взгляд на образование. Сегодня это только доработанный вариант идей автора. Но когда-то этот человек представлялся коллегам, друзьям, оппонентам не иначе как кремлевским мечтателем, решившим сломать все принципы педагогики.

В середине сороковых годов, когда Виталий Дьяченко начинал свою деятельность, и, как он сам говорит, понял, что “с дидактикой очень неважно”, еще довлели над педагогами принципы “Великой дидактики” Яна Амоса Коменского. Тогда же были сделаны первые шаги педагога к его собственной системе — коллективному способу обучения: когда ученики в группе получают знания и передают их друг другу. В отличие от великого предшественника он предложил не просто учить детей, а действительно обучать. Однако понимал, что взгляды его уж слишком революционны. Тем более за этими предложениями должно было последовать множество изменений во всей системе школьного образования. Система к ним готова не была.

Присутствовавшие на конференции-презентации педагоги тоже вспомнили об этом, ведь некоторые из них уже не первый год работают вместе с Виталием Дьяченко:

— Говоря о современном процессе обучения, о той реальности, в которой все мы работаем, — значит уже говорить о том, что раньше для кого-то казалось нереальным, для кого-то — нелепым, — рассказывает Ирина Литвинская, проректор по инновации Института повышения квалификации работников образования. — Виталий Кузьмич поставил ряд ключевых вопросов, связанных с отечественной и мировой дидактикой. И то, что раньше вызывало множество вопросов, — например, наличие в системе обучения многих контактов, взаимодействия участников, сегодня — как раз наша реальность. Передо мной лежит очень интересная книга “Современная дидактика”, и важно, что я, как и коллеги, сидящие здесь, представляем команду, которая взялась воплотить в реальную практику эти теоретические разработки.

Неоднократно подчеркивали собравшиеся и большое значение для мировой дидактики понимания в работе ученого общественно-исторических стадий развития процесса обучения.

Так, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой современных технологий обучения КГПУ Борис Андюсев сказал, что уже не первый раз пытается рассмотреть взгляды Виталия Кузьмича с позиции историка, ведь, по его мнению, есть объективное, историческое развитие образования, и знать его важно для будущего:

— Раньше обучение строилось по строгой организации в форме вертикали и на субъект-объектных отношениях, — объяснял он, — где армия учеников была ниже учителя, который вещал для них. Сегодня же отношение принципиально другое. Совсем другую ценность приобретает групповая, индивидуальная, командно-коллективная работа. Более того — она ставится на первое место. Только в таком русле можно действительно понять значение идей Виталия Кузьмича.

Первая серьезная работа этого автора — “Современная дидактика” — увидела свет в 1996 году.

— С тех пор прошло одиннадцать лет, многое произошло в моей жизни, в жизни института, в обществе, — говорит он, — да и в моих взглядах. Они, конечно, не изменились в самом главном, только — в смысле всесторонности и глубины.

И, по мнению соратников, коллег, у теории КСО, а значит, и у книги, есть будущее.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА