Проспект культуры
В драматическом театре имени Пушкина открылась экспозиция театральных костюмов
Перед началом спектаклей и в антракте зрители могут увидеть эскизы трёх художников по костюмам — Александра Баженова, Елены Турчаниновой и Марии Лукки.
Можно ли представить себе спектакль без костюмов? Хорошо продуманных, полностью соответствующих образам героев? Вряд ли. Костюм — часть правильно поданной атмосферы на сцене, а значит и в зале. Без неё ни одна постановка не заинтересует зрителя. С чего же начинается театральный костюм?
Кушак и мантия
Ответить на этот вопрос отчасти поможет выставка, которой решил отметить свой профессиональный праздник коллектив Красноярского драматического театра имени Пушкина. Перед началом спектаклей и в антракте зрители могут увидеть эскизы трёх художников по костюмам — Александра Баженова, Елены Турчаниновой и Марии Лукки. Расположены она не на стендах, а на мольбертах — хорошая подача, придающая экспозиции особый колорит.
Со стороны может показаться, что ничего особо сложного здесь нет. Нарисовал человек фигуры в старинном платье, в скоморошьей рубахе с кушаком и бубном, в тоге, в мантии. Дело недолгое. Но это не совсем так. Точнее — совсем не так.До того, как художник представит режиссёру работы, он должен прочитать сценарий, продумать первичные образы, создать определённый костюмный сюжет, разработать сами эскизы (для этого нередко приходится искать исторические фото, иллюстрации и так далее).
Может возникнуть вопрос — зачем такие сложности? Особенно если спектакль на современную тематику. Надел привычный пиджак, галстук — и на сцену! Тут на память приходит один пример, правда, киношный, из истории о том, как снимали фильм “Любовь и голуби”. Поначалу Людмиле Гурченко предложили симпатичное платье, затянули поясок... И что же? Получили барышню с тоненькой талией времён “Карнавальной ночи” и “Девушки с гитарой”. А нужна-то была Раиса Захаровна — “Девушки, уймите вашу мать!”.
“Нет, не удалась жизнь!"
Костюм — это часть сценического образа. Если над внутренним наполнением роли актёр работает со сценарием, на читках и репетициях, то правильные движения ему даёт именно костюм. Возможно, даже кое-что диктует: как повернуть голову, поднять руку.
Вообще, знающие люди утверждают, что плохой костюм может убить актёра; хороший — поднять, дать ключ к пониманию роли, к раскрытию тех или иных качеств персонажа. Если костюм неудобен, если он спадает, рвётся, цепляется за реквизит и декорации, сковывает движения, то актёр (а вместе с ним и зритель) будет постоянно отвлекаться на него. В то же время хороший костюм, отражающий характер персонажа, поможет лучше вжиться в роль и создаст нужное эмоциональное состояние.
Зритель тоже способен считать характеристику персонажа просто по его внешнему виду. В качестве примера довольно часто приводят Чарли Чаплина. Вот цитата из учебно-методического материала по сценическому костюму: “Котелок, усики и тросточка говорят о преуспевании, но какое мы испытываем грустное разочарование, когда наш взгляд скользит по мешковатому сюртуку и спадающим на ботинки “чужим” штанам! Нет, не удалась жизнь! Так талантливо обыгранные, построенные по контрасту части одежды создавали незабываемый по убедительности и силе воздействия образ, ставший символом “маленького человека”.
Половина успеха
Вернёмся к эскизам. Заведующая литературно-драматургической частью театра имени Пушкина Лариса Лейченко наглядно показала, насколько разными могут быть работы художников по костюму. “Вишнёвый сад” Елены Турчаниновой — умеренная строгость и лаконизм. Её же “Дама пик” — уже почти клоунада. Даже не верится, что эти эскизы выполнены одной рукой, одним человеком (к слову, Турчанинова — обладатель национальной театральной премии “Золотая маска”). Так происходит потому, что художник по костюмам демонстрирует не собственные живописные убеждения, а характеры персонажей.
...Признаться, не будучи погружённой в театральную жизнь изнутри, считала, что на эскизах работа этих специалистов и завершается по большому счёту. Но оказалось — до получения окончательного результата они находятся в самой гуще событий.Лариса Лейченко пояснила: когда эскиз готов, конструкция создана, художник начинает искать ткани. Только он знает на сто процентов, какой нужен материал, как именно и где должна топорщиться складка. На один костюм порой могут уйти десятки метров ткани, так что понятно, какой труд взваливают на себя художники. Нужны именно перламутровые пуговицы? Чуть ли не на свалках разыскивают.Конечно, работают они с костюмерами, с помощниками, но шьют сами, то есть абсолютно всю ответственность берут на себя.
Художник обязан разбираться в тонкостях процесса пошива костюмов; разрабатывать полноценные образы актёров; уметь передавать социальный статус, настроение и возраст героев при помощи одежды; знать историю и особенности культур различных народов мира, на которые опирается режиссёр в своей работе; разбираться в маркетинге; быть сведущим в искусстве дизайна; владеть технологиями художественной обработки тканей. И это далеко не полный список. Так что работы на выставке “Магия театрального костюма” — это крошечная верхушка огромного айсберга. А в театральной среде говорят: “Хороший эскиз — половина успеха актёра, а самый большой комплимент художнику — эскиз, стоящий перед актёром на гримировальном столике”.
В театре имени Пушкина сегодня можно увидеть и настоящие театральные костюмы. В них играла Екатерина Мокиенко, народная артистка России, 40 лет отдавшая красноярской драме. К столетию со дня её рождения в театре оформили прекрасную экспозицию со множеством фотографий, как бы впечатанных в историю (такой не совсем обычный дизайн). В антрактах здесь звучат песни в исполнении актрисы.