Стадион
«Победу посвящаю папе»: нападающий ХК «Енисей» Алмаз Миргазов о триумфах и потерях
В финальном матче два точных удара Алмаза в концовках таймов помогли «Енисею» выиграть чемпионство после пятилетнего перерыва.
В чемпионском сезоне Алмаз Миргазов играл первую скрипку в составе красноярцев. Отличный год получился у Максима Ишкельдина и Сергея Ломанова. Но именно Миргазова можно с полным правом назвать лидером атак «Енисея». Алмаз с большим отрывом выиграл зачёт бомбардиров, набрав 99 очков по системе гол+пас.
— Мои поздравления, Алмаз. Потрясающий финал, потрясающая победа, потрясающий, опять же, плей-офф в целом, где даже проигранный первый полуфинал Хабаровску стал одним из самых ярких и зрелищных поединков во всём сезоне для обеих команд.
— Для болельщиков такие красочные матчи и правда становятся лучшими, но для нас, игроков, всегда важна победа. Какой бы зрелищной встреча в полуфинале ни была, мы уступили, и серия, таким образом, продлилась на максимальное количество игр. Нам же хотелось победить в Хабаровске, именно с таким настроем выходили. При этом «СКА-Нефтяник» удивил. Несмотря на сложную ситуацию, выступили хабаровчане очень хорошо. Хоккеисты достойны уважения, показали высокий уровень хоккея. Хотя хорошо, что так получилось. Дома провели два приличных матча, вышли в финал.
— До него мы ещё дойдём, а сейчас хотелось бы понять, как «Енисей» до финала дошёл. Прошлый регулярный чемпионат вы завершали гостевой серией, и Михаил Пашкин потом именно это назвал одной из причин не лучшего функционального состояния в полуфинале с «Динамо». В этом сезоне также было четыре выезда подряд в конце регулярки, однако плей-офф «Енисей» пролетел на одном дыхании. Изменили подготовку и сделали работу над ошибками?
— В том сезоне в концовке логистика была неправильно подобрана, не от нас зависело, так с билетами получилось. Конечно, были сделаны выводы. У нас появился тренер по физподготовке, тренерский штаб всё продумал, обсуждал с игроками, кому-то давал дополнительную нагрузку, кому-то, наоборот, отдохнуть. Результат положительный, значит, всё было верно.
— Вам принципиально было стать первыми в регулярке, или второе место устроило?
— Мы нацеливаемся на первое место в каждом турнире. Но обстоятельства по-разному складываются. Регулярный чемпионат длинный, где-то можешь оступиться. Но в любом случае нельзя было занимать ниже второго, чтобы в плей-офф иметь преимущество своего поля. В прошлом году стали первыми в регулярке и уступили в 1/2 финала, в этом второе — и стали чемпионами. Вот так получилось. При этом необязательно победитель регулярного чемпионата — фаворит плей-офф. Вообще не люблю это слово и любые прогнозы. Фавориты — они ведь только на бумаге, а всё решается на льду. Я всегда говорю: чего ты стоишь, определяется не до начала чемпионата, а в самом его конце.
— Домашний матч в гладком чемпионате с «Динамо» особого турнирного значения не имел. Однако победа в нём, на мой взгляд, была необходима «Енисею», чтобы сбросить с себя психологический груз именно перед динамовцами, которым до этого вы проиграли несколько раз подряд. Это так?
— Особого груза ведь и не было. Это журналисты любят придумывать подобные интриги. А мы просто понимали, что необходимо победить. Уступили в прошлом полуфинале, в Кубке России, в первом круге, всё — хватит. Нужно было выигрывать. У нас вообще такой коллектив собран, что все пацаны понимают важность подобных матчей, тем более при своих зрителях. Ведь только-только открыли трибуны для болельщиков, и мы не имели права их подвести. Этот сезон вообще необычный, играть без зрителей — это такое, даже словами сложно описать. И когда болельщики вернулись, мы почувствовали просто космическую поддержку. Огромное им спасибо. Они лучшие, без вариантов. От такой поддержи — мурашки по телу, и это не преувеличение.
— Перед началом сезона «Енисей» здорово усилился. Максим Ишкельдин и Адам Гилльям — игроки мирового уровня, здесь вопросов нет. Но казалось, что слишком много лидеров для одного коллектива собралось. Внутри команды всё прошло гладко? Одеяло на себя никто не тянул?
— Никаких конфликтов не было, приняли ребят нормально. Что касается самой игры, то у каждого своя позиция и свои обязанности. Когда в команде собираются большие мастера, они должны понимать, к чему идут и чего хотят достичь. Если будет перетягивание одеял, хорошего результата не получится. Очень много зависит от тренера и от понимания самих хоккеистов. Для чего мы собрались в «Енисее»? Чтобы вернуть Красноярску звание чемпиона, которое он пять лет не видел. Если же думать по-другому и играть на свою статистику, то о титуле придётся забыть. Разве так интересно?
Фото: Алмаз Миргазов
— За статистикой не гнались, тем не менее, Ишкельдин — лучший ассистент чемпионата, а ты первый бомбардир и второй среди снайперов. Хоть немного расстроился, что не забил больше всех?
— Да ну, нисколько не расстроился. Для меня чемпионство важнее всего. А если говорить про очки, то это командная работа. Мы коллектив, мы все зависим друг от друга. Если много забиваем, значит, все играем хорошо, от вратаря до нападающего. В этом плей-офф отлично выглядели оборона и голкиперы. Когда сзади такой бетон, то и в атаке играется комфортнее, имеешь право на риск. При этом рискуешь со спокойной душой, зная, что сзади подстрахуют.
— «Енисей» обыграл «СКА-Нефтяник» 14 марта, и в этот же день стало известно, что финал пройдёт в Красноярске. Вы были в курсе заранее или узнали вместе со всеми?
— Разговоры на уровне слухов ходили, но конкретно узнали уже после полуфинала.
— Ты согласен, что, может быть, не совсем по-спортивному, когда первая команда регулярки играет финал в гостях при аншлаге и каждый из зрителей поддерживает соперника? Не справедливее бы было провести финал на нейтральном поле?
— Я бы не сказал, что именно справедливее. Все мы в определённые моменты чем-то недовольны. В этом году так, раньше было иначе. Мы хоккеисты, наше дело играть. Объявили финал в Красноярске, ну здорово, весь «Енисей» был только рад такому решению.
— Как провели неделю до финала? Не было риска перегореть в ожидании этого матча?
— Михаил Андреевич очень грамотно всё распределил. Сразу после полуфинала получили два выходных. Провели их с семьями, отвлеклись, перезагрузились. Потом стали спокойно готовиться. Был командный обед, потом предматчевая тренировка — и вперёд. С пятницы на субботу никак сон не шёл, а вот перед самим финалом спал абсолютно спокойно.
— Финал начался очень осторожно. Вы, словно два опытнейших боксёра, прощупывали друг друга и ждали, кто первый откроется. Такова была установка от Пашкина касательно «Енисея»?
— Рисковать с первых минут никто не хотел, присматривались, проверяли друг друга. Это финал, никто не хочет раскрывать сразу все карты. Первый гол многое меняет, если бы мы пропустили, возможно, по-другому игра пошла.
Фото: финальная игра с «Динамо»
— К перерыву счёт был 2:0. Вроде бы уверенно ведёте, но одна ошибка, разрыв минимальный, и соперник получает психологическое преимущество. Какой была установка от Михаила Андреевича перед вторым таймом?
— Максимально сконцентрироваться на командной обороне. Мы все понимали, что «Динамо» пойдёт вперёд, ничего иного ему не оставалось. Москвичи действительно прибавили, а мы стали больше осторожничать, что ли. Пропустили с углового, всё стало гораздо острее. Хорошо, что быстро третий забили. Но «Динамо» не отставало, вновь сократило до минимума. Такая интрига для зрителей интересна, когда непонятно, в чью сторону качнётся преимущество. А вот для игроков те ещё нервы. Представляю, как тренерам было тяжело.
— Последние минуты, счёт — 3:2. Ты получаешь мяч не в самой удобной атакующей позиции, но, ни секунды не думая, идёшь на двух соперников. В итоге забиваешь и окончательно рушишь надежды москвичей. Хоть на мгновение промелькнула мысль об осторожности, или настолько был уверен в себе?
— Не было таких мыслей. Атака в крови, видимо. Увидел, что можно прорваться. Я на скорости, смысл разворачиваться? Решил идти вперёд, оказался прав.
— После этого гола появилась полная уверенность в победе.
— Думаю, да. Там Артём Драничников ещё в самом конце потащил.
— Что было в чемпионской раздевалке? Эмоции на льду выплеснули, или там они тоже присутствовали?
— Словами не описать. Все были счастливы. Мы же так долго шли к победе. Пять лет без чемпионства. Это большой срок. Ещё до конца не отпраздновали, обязательно соберёмся все вместе. Помню своё первое чемпионство. Только пришёл в «Енисей» и тогда был тоже счастлив. Но сейчас эмоции гораздо ярче. Рад за каждого из «Енисея», за всех болельщиков. Просто суперсезон.
Фото: «Енисей» после победы
— Пандемия многое изменила, уже второй год подряд не проводится чемпионат мира. Скучаешь по противостоянию со Швецией?
— Есть такой момент. Соскучился по чемпионату мира. Клуб — это одно, сборная — другое. В ней свой накал, своя атмосфера. Надеюсь, что в скором времени всё вернётся.
— Ты в своей карьере уже достиг всего. Два хет-трика подряд в победных финалах чемпионатов мира. Второй титул чемпиона страны с «Енисеем» и второй голевой дубль в финале. Множество других командных и индивидуальных призов. В чём твоя мотивация в хоккее сейчас?
— Вот ты перечисляешь: то выиграл, там забил, а я считаю, что всего этого мало. Хочу ещё больше титулов. Две победы в ЧР и три чемпионата мира — для меня это всего лишь, а у кого-то по восемь, по десять. Я тоже так хочу. Голоден до побед, и этот голод пока нисколько не утолён.
— Контракт с «Енисеем» заканчивается 31 марта, что дальше?
— Пока не знаю, встретимся, поговорим. Теперь я не один, и нужно принимать решения с семьёй. Как и где будет лучше всем нам.
— Для тебя не важна победа в гонке снайперов или бомбардиров. А о круглых числах задумываешься? Стоит ли задача, к примеру, забить 1000 мячей?
— Голы важны для нападающего, но гнаться за ними — неправильно. Если делаешь свою работу для команды, они сами придут к тебе. Что касается какой-то конкретной отметки, не хочется загадывать. Самое главное — играть без травм, развиваться самому и помогать коллективу, тогда эти круглые числа никуда не денутся.
Фото: Алмаз Миргазов после победы
— Я в первый раз увидел твои слёзы после победы. Это потому что так долго не было титулов с «Енисеем», или что-то иное?
— Долгое отсутствие титулов тоже. Но главная причина иная. Этот сезон самый сложный в карьере. За месяц до чемпионата я потерял отца. Он очень сильно мечтал, чтобы я вновь выиграл чемпионство. Мне невероятно тяжело было принять то, что папы не стало. Я до начала сезона думал, что вообще не смогу играть, настолько было сложно, невыносимо просто. Не очень хорошие мысли в голове появлялись. Не знаю даже, где нашёл силы. Понятно, что семья помогла справиться. Так что эти слёзы из-за папы. И победа для него. Последние годы отец жил в Красноярске, посещал все матчи. Был моим самым главным критиком и самым преданным болельщиком. Папа не профессиональный спортсмен, но он очень любил спорт, а хоккей особенно. И мы с ним в моём детстве свободное от тренировок время проводили на льду. Это, уверен, тоже дало свои плоды. Ещё для брата победа, которого тоже нет в живых. Я думаю, они наблюдают за мной и очень рады этому успеху.
— У тебя остались мечты в спорте, или они уже превратились в победные цели?
— Думаю, в глубине души есть мечты. Я простой пацан из совершенно обычной семьи. Родился и вырос в Первоуральске. Всё детство мечтал просто стать хоккеистом, о каких-то титулах даже и не загадывал тогда. Мечта исполнилась, стал играть в хоккей. При этом ничего с неба не упало. Если взять всю карьеру, то я достаточно долго шёл к признанию. Много сложных моментов было. Недавно лежал, анализировал. Сколько всё-таки было трудных этапов в спорте и в жизни. Брата потерял, отца, дедушку. Я сентиментальный человек. Потеря близких больно ранит душу, переживаю сильно. В какой-то степени хоккей мне помогает. Пришёл на стадион, вышел на лёд, с ребятами пообщался, переключился. А что касается мечты. О том, как всё складывается в карьере, я точно не мог мечтать. Просто благодарен Всевышнему, что так происходит. Единственное, что всегда было со мной — вера в себя. Причём очень многие люди этого не разделяли. Родители вложили в меня любовь и душу, а я то же самое вложил в хоккей. Возможно, именно поэтому он ответил взаимностью. Позволю себе дать совет юным спортсменам. Отдавайтесь тому, что любите, всей душой, тогда всё обязательно получится.