Новости
А ты играешь на варгане?
Тематика этноуроков будет расширяться
“Все люди на “Саянском кольце” пронизаны одним духом, настроены на то, чтобы общаться друг с другом и взаимообогатиться”, — сказал в интервью Мерген Тельденов, один из лауреатов премии “Золотая Ирия”. Действительно программа фестиваля была построена таким образом, что зрители имели возможность не только слушать звезд этномузыки, приехавших в Шушенское из разных уголков России и других стран, но и учиться у них.
Каждый день фестиваля начинался с занятий йогой. Как ни странно, после уходящих за полночь ночных дискотек было довольно много желающих освоить азы этой сложной восточной техники. Китаец ББ терпеливо показывал наиболее простые позы, объяснял их значение.
Сразу после зарядки начинали свою работу мастер-классы. Большинство из них организовывали артисты-номинанты премии “Золотая Ирия”, а значит — люди сплошь талантливые и неординарные, обладающие знаниями, сохраненными от наших далеких предков.
Открыл череду мастер-классов красноярский детский ансамбль “Родничок”. Их час назывался “Припади к истоку!”, и участники группы рассказывали о сакральном значении некоторых старорусских обрядов, пели народные песни, угощали гостей чаем. А также вместе со зрителями артисты вспоминали пословицы, поговорки, анекдоты, связанные с этим напитком. Оказалось, знаем немало — с миру по нитке, по одной фразе с человека набралось достаточно: “Чай пить — не дрова рубить”, “Чай должен быть, как женский поцелуй — крепкий, горячий и сладкий”, “Чаем на Руси никто не подавился” и, конечно, не обошлось без “мамы”, которая “уезжаете и даже чаю не попьете”.
Во второй половине того же дня мастер-класс давала мама одного из юных артистов “Родничка” Эльза Бабкина. Женщина увлекается изучением народного костюма, и ее урок ткачества поясов назывался “Сплети нить своей судьбы”. Много интересного о платьях, украшениях, головных уборах, которые носили на Руси, рассказала собравшимся Эльза:
— В костюмах всегда было достаточно оберегов. Например, по подолу сарафана обычно пускали ленточки, которые тоже имели основную функцию — защитить. Однако в волосы ленты вплетали все же скорее для красоты. Вышивка на поясах тем более имела сакральную символику. Орнамент ткался не просто так, как может показаться стороннему человеку. Напротив, цвета, символы имели определенное значение. Например, завиточки — исключительно женские символы, а ромбы — символы плодородия — носили и мужчины, и женщины.
Все артисты вели свои занятия в национальных костюмах и попутно говорили об истории своего народа, национальных традициях, обрядах, праздниках.
Так, на мастер-классе “Погрейся у огня друга” Наталья Чебелькова рассказала о своем малочисленном народе — телеутах.
— Это коренной народ Кузбасса, — объяснила она, — и сейчас мы активно занимаемся изучением и сохранением нашей культуры — очень древней и богатой. Долгое время нас вообще не выделяли как отдельный народ. В документах записывали: тюрки, русские, придумывали и другие варианты. Лишь относительно недавно мы добились, чтобы в наших паспортах появилось слово “телеут”.
Большинство же мастер-классов были посвящены аутентичным инструментам разных народов, представители которых вели занятия. На то и были рассчитаны уроки, чтобы ведущие их артисты, рассказывая о своих умениях, не только делились со зрителями, которых насчитывалось несколько тысяч, теорией, но и давали возможность испробовать ее на практике.
Особенный интерес вызвал у участников мастер-классов, например, урок игры на индийском барабане мариданге.
— Играя правильно, вы никогда не устанете, — учил Максим (духовное имя — Маканчор), гость фестиваля из Санкт-Петербурга, — потому что энергия ходит внутри мариданги и при хорошей технике вам же возвращается.
После того как все желающие попробовали взять в руки инструмент, сопровождавшие Максима музыканты дали небольшой импровизированный концерт.
Покорила зрителей и красавица Альбина Дектярева, руководитель якутской этногруппы “Айар Хаан”, рассказавшая о главном, особенном для ее народа инструменте — хомусе.
— Это не просто музыкальный инструмент, а нечто большее, можно сказать — отражение моей души, особая философия, — объяснила Альбина. — Научившись извлекать мелодичные звуки, вы вовсе не овладели им. На хомусе можно выражать свои эмоции, настроение, состояние души.
А для некоторых гостей участие в мастер-классах стало настоящим подарком — появилась возможность исполнить свое заветное желаний.
— Сегодня мастер горлового пения рассказывал об этой технике. Я раньше слышала, что не каждый человек может ее освоить — чуть ли не особое строение связок генетически у представителей тюркских народов, — рассказывает Оливия Рыбчинская, гостья фестиваля из Томска. — Но он показал несколько приемов, разрабатывающих горло. Буду тренироваться!
На завершающей пресс-конференции организаторы “Саянского кольца” признались, что считают мастер-классы одними из наиболее ярких, интересных мероприятий фестиваля.
— Большим плюсом стало бы их расширение, — сказал Александр Чепорухин, арт-директор и один из членов жюри “Саянского кольца”,— можно было бы, например, сделать летний видеозал, ведь у нас есть масса видеофильмов, материалов по этнике. А аудитория заинтересованная есть — в этом году мы убедились.