Новости
Мы к вам заехали на час
Чернокожий из Уганды и танцующие Анды
Помимо концертов лауреатов фестиваля на “Саянском кольце” выступили и специально приглашенные музыканты. Пожалуй, среди иностранных звезд в зрительском топ-листе первые места заняли Джеффри Ориема и группа “Инкари”.
Музыка и магия
Джеффри Ориема приехал на “Кольцо” из Франции, куда он давным-давно перебрался со своей родины Уганды. Со слов Джеффри, он — сын одного из местных правителей. Его отец погиб при очередном “дворцовом перевороте”. Смерть ждала и наследника. Но при помощи магических чар — какого-то чудесного порошка, благодаря которому Джеффри стал невидимым, ему удалось пересечь угандийскую границу и убежать в Европу, где и началась его музыкальная карьера. Уже первый альбом Джеффри Ориема “Exile” (1990), выпущенный на престижнейшем лейбле Real World, стал большим событием для музыкального мира. Альбом продюсировал Брайан Ино, а знаменитый Питер Гэбриэл выступил в качестве музыканта и бэк-вокалиста.
Сегодня Ориема — звезда, крупнейший представитель африканской музыкальной культуры. Музыкальные критики считают Ориема одним из лучших концертных исполнителей world music. Он продолжает традиции африканского фольклора, сочетая их с западной рок-музыкой и worldbeat. Джеффри выступает в качестве хедлайнера на серьезных музыкальных фестивалях. В Россию Ориема приезжал три раза. О его концертах ходят легенды.
Музыкант колесит по всему миру с гастролями. Даже самый искушенный слушатель влюбляется в этого человека с первого звука. То, что он делает на сцене, та энергетика, которую он дает в зал, не может передать никакая — даже сама хорошая — запись. Ориема — это феномен, который нужно воспринимать живьем. Те, кто посетил его концерты, смогли убедиться в этом. Джеффри, как наркотик, на который подсаживаешься, и кажется, что готов на его концерты ходить снова, снова и снова. Его выступления неподражаемы. На сцене Ориема — шаман, он плетет замысловатый узор, сочетая традиционную обрядовую африканскую культуру и авангардные направления театра и музыки Европы. Кстати, у себя на родине будущий музыкант занимался пять лет театральным искусством в Угандийской академии театра, где изучал систему Станиславского и польского маэстро Ежи Гратовского.
Время песен
Настоящими любимцами публики стали музыканты перуано-колумбийской группы “Инкари”. Гости из Латинской Америки исполняли как свою, так и традиционную народную музыку.
Руководитель ансамбля Хорхе Америко Толедо Флорес рассказал об истории ансамбля. Изначально команду организовали выходцы из Перу и Боливии и трое русских музыкантов — все студенты Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. За свою творческую биографию коллектив записал шесть альбомов и объездил с уличными концертами полмира.
Хорхе виртуозно владеет всеми разновидностями сампони и кены (латиноамериканские варианты пан-флейты и вертикальной флейты). Музыка группы — ярчайший пример музыки Анд (Андина). Андина — стиль, несколько отличающийся от традиционной латиноамериканской музыки. В этом направлении нет зажигательных интонаций, подобных бразильской самбе, или пылких ноток аргентинского танго. Музыка Анд более сдержанна, в некоторой степени более тягуча и минорна, в ней присутствует мудрость древнего народа инков, многие тайны которого не изучены до сих пор. Конечно, в музыке “Инкари” присутствуют привычные нашему слуху элементы европейского строя музыки — музыкальный размер, ритмика; используется и компьютерная обработка звука. Но музыканты бережно относятся к традициям своего народа, стараясь не заслонить “синтетикой” индейскую мелодичность.
Хорхе хорошо знает русский. Он окончил вуз в России, выучился на инженера-электронщика. Собирался вернуться на родину и работать по специальности, так как инженеры в Латинской Америке — в большой цене. Но студенческое увлечение музыкой переросло в профессию, и инженер Хорхе Америко Толедо Флорес остался в прошлом (кстати, такие длинные имена, как у Хорхе, носят все его соплеменники. У перуанцев новорожденному ребенку одно имя дает папа, второе — мама, достается малышу и двойная (отцовская и материнская) фамилия).
На “Саянском кольце” группа “Инкари” была в числе выступающих чаще всех. Помимо запланированных концертов музыканты давали и внеплановые. Пока на главной сцене шла основная программа, перуанцы сооружали себе альтернативные подмостки и пели для шушенцев и гостей фестиваля. Видно, петь и танцевать — в крови у этого южного народа.