Новости
Страшные, но красивые
“Ай-ай-люли, хоть сегодня умри, поплачем, повоем, в землю зароем”
Вдохнуть жизнь в почти умершую традицию русского народного пения, сделать так, чтобы колыбельные и песни про утопленниц звучали со сцены, могут, увы, немногие. Таких исполнителей можно пересчитать по пальцам — Волга, Пелагея Иван Купала, Старостин, Инна Желанная. А ведь фолк-направление, которое сегодня не в чести у публики и считается странной музыкой, могло бы стать еще одни нацпроектом.
У Желанной все по-настоящему. Фольклор у нее — не какая-то модная фишка, а язык, на котором она выражает сокровенное, свое. При этом поднимает дух глубины веков... В песнях переживается настоящее через прошлое, а прошлое — через настоящее. Получается связка времен. Такая крепкая, как будто ты сам прожил и пережил все эти далекие времена... Слушаешь Желанную и словно ныряешь в глубь веков. И веет от ее пения какой-то необъяснимой силой. Современная мрачная электроника, “живые” скрипки и народные тексты — все это не противоречит друг другу, воспринимается, как единое целое. Если попытаться передать ее песни в цвете, то это будут холодные зеленые и фиолетовые тона. Как вода в лесном озере и звездное небо. Ее песни красивые, но страшные.
Слушать Желанную легко и приятно, а вот говорить с ней, а точнее, разговорить певицу, особенно журналистам, непросто. Ей чужд пафос рассуждений о значимости народной музыки, о муках творчества, не любит певица выставлять на всеобщее обозрение и свою личную жизнь, не обсуждает и не осуждает коллег.
— Чистота жанра важна для вас? Согласились бы спеть с какой-нибудь поп-звездой?
— Пора уже перестать противопоставлять жанры друг другу. Это все музыка. А нас отчего-то устаивают спортивные соревнования.
— У вас был очень интересный проект с молодой фолк-певицей Пелагеей. Он продолжается?
— Есть у нас мысли по поводу сотрудничества. Но все зависит от Пелагеи, от ее гастрольного графика, он у нее довольно плотный сейчас.
— Почему вы назвали Пелагею правительственной певицей?
— Потому что она постоянно выступает на всяких официальных концертах, ее приглашают в высокие круги, во весь этот официоз.
— Это плохо? Вы, напомню, тоже пели на открытие Олимпийских игр в Атланте.
— Нет, не плохо. Нормальная работа, вот и все. Это стереотип, что художник должен быть вечно голодным и непризнанным.
— А с Сергеем Старостиным, который открыл для вас народную песню, выступаете вместе?
— Нет. Что же я теперь по гроб жизни должна с ним работать?.. Прошли те времена, приходят новые люди и связи.
— А вам важны творческая поддержка со стороны, или вы всегда идете своим путем?
— В моем коллективе они важны, потому что там работают не просто талантливые музыканты, а творческие люди, которые способны сами что-то создать.
— Вас называют этно-джазовой певицей…
— Я бы не согласились с джазовой.
— Этническое творчество всегда предполагает первоисточник. Например, Старостин не только исполняет, но и собирает фольклор. А ваш песенный багаж откуда?
— От Старостина. То, что насобирал, то я и пою.
— А откуда у вас желание петь народное?
— Все того же Старостина услышала — и “щелкнуло”. Хотя моя бабушка пела всю жизнь, она в молодости работала в хоре имени Пятницкого. Но в детстве на меня это не производила впечатления, наверное, я была слишком мала.
— Народные песни, как правило, страшные (некоторые жуткие) и грустные по-своему сюжету. Вам не боязно их петь?
— Совсем нет. Это непосвященных, наверное, пугает сказочность и неизвестность первобытного мира (русалки там, волчки…), а ведь она не так страшна, как кажется. В настоящем мире ее совсем не меньше. Все почему-то считают: вероятность того, что произойдет что-то плохое, больше, чем вероятность хорошего. На самом-то деле все наоборот: хорошего всегда больше и в материальной жизни, и в духовной. Не надо только бояться сделать шаг в неизвестность, ведь без этого шага не будет вообще ничего. И потом недаром кто-то сказал, что в страданиях душа очищается.
Справка “Городских новостей”
Инна Желанная родилась 20 февраля 1965 года. Ее детство прошло в городе Зеленограде, где она училась в музыкальной школе и пела в хоре, которым руководила мама Инны Алла Иосифовна. Окончив школу, Желанная поступила в Элистинское музыкальное училище, после чего продолжила свое образование уже в Москве. Параллельно с занятиями на кафедре вокала певица начала знакомиться с рок- музыкой, вдохновившей ее на создание собственных песен.
В 1985 году вместе с Эдуардом Вохмяниным она организует ансамбль “Фокус” и, после серии успешных концертов, принимает решение о создании собственного коллектива. Таким образом в 87-м возникла команда “М-Депо”. В 89-м году певица начинает выступать в составе группы “Альянс”. В это же самое время Сергей Старостин знакомит Желанную с фольклором. В результате музыка “Альянса” обогатилась этническими мотивами, а репертуар коллектива пополнился несколькими удачными песнями, среди которых два безусловных хита “Дальше, дальше” и “До самого неба”.
Когда “Альянс” прекратил свое существование, часть его бывших участников (Калачев, Журавлев, Кистенев, Старостин) объединились вокруг Инны. Получился альбом “Водоросль”. После того как песня “Только с тобой” была включена в американский сборник мировой музыки “One World”, группа отправилась в тур по США, по завершении которого выступила на открытии Олимпийских игр в Атланте.