ЖКХ и благоустройство
Красноярцев по суду вынуждают платить за неиспользованные ресурсы
Речь идет о собственниках квартир, в которых стоят заглушки на газовых трубах.
“Купили на вторичном рынке квартиру в 2013 году. Дом газифицирован, но ещё позапрошлый хозяин отказался от газа — поставил заглушку на трубу. Документы, подтверждающие, что всё было сделано по закону, к сожалению, не сохранились, но мы перед покупкой вместе с продавцом сходили в Красноярсккрайгаз уточнить, не возникнут ли проблемы. В компании нам сказали, что всё в порядке, о заглушке знают и претензий к нам не будет. Однако спустя семь лет судебные приставы по иску компании наложили на наши счета арест”. Такую историю рассказала наша читательница, жительница Красноярска Ольга Михайловна.
Жили — не тужили
Газовики посчитали, что семья Ольги Михайловны всё это время пользовалась газом, и решили взыскать недополученные средства сразу за несколько лет. Так как прибора учёта газа в квартире не было, насчитали по нормативу. Приглашения в суд хозяйка квартиры не получала, заседание прошло без неё. Помочь разобраться в этой истории мы попросили руководителя координационного штаба общественного движения “Народный контроль в ЖКХ” (НКЖКХ) Романа Казакова. По его словам, ситуация, с которой столкнулась Ольга Михайловна, в последнее время носит массовый характер. В юридическую приёмную НКЖКХ только в этом году поступило восемь подобных обращений.
— Практика делать заглушки на подачу газа и готовить пищу на электроплитах в газифицированных домах сложилась давно, — говорит Роман Казаков. — Некоторым гражданам так удобнее и безопаснее. Заглушки устанавливались, как правило, много лет назад. И граждане с заглушками жили, газ не потребляли и за этот ресурс, естественно, не платили.
Сейчас Красноярсккрайгаз в судебном порядке взыскивает с собственников помещений нормативное потребление газа за трёхлетний период, аргументируя это тем, что о заглушках они не знали.
Некапитальная резьба
В Красноярсккрайгазе, куда мы также обратились за комментарием, пояснили, что для газифицированных домов установлены особые правила безопасности. Потребители ресурса обязаны уведомлять поставщика обо всех изменениях в составе газоиспользующего оборудования.
— Собственник квартиры не вправе демонтировать плиту без соблюдения требований законодательства, — рассказала помощник генерального директора Красноярсккрайгаза Елена Достовалова. — Временное отключающее устройство и резьбовая заглушка влияют на безопасность. Абонент, демонтировавший газовую плиту самостоятельно, без заявления в адрес поставщика и без необходимых документов, может причинить ущерб зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам.
У Романа Казакова по поводу безопасности есть свои контрагрументы. Его удивляет тот факт, что Красноярсккрайгаз, говоря о нарушениях закона, не пользуется правом делать осмотры, проверять состояние газового оборудования. Ведь эту процедуру компания может проводить дважды в год.
— Заглушка безопасна, если она установлена в соответствии с правилами, — объясняет общественник. — У компании нет законных оснований бездоказательно утверждать иное. Она может обратиться в районную администрацию, в надзорные органы, чтобы удостовериться, что в квартире действительно что-то не так.
В АО “Красноярсккрайгаз” отмечают, что многие абоненты, самовольно демонтировавшие плиты, не допускают их сотрудников в свои квартиры. А газопроводы со сжиженным газом там остаются, поэтому своими действиями такие собственники создают угрозу для соседей.
Но в большинстве случаев, до обращения в суд у собственников, осуществивших самовольное вмешательство в работу газового оборудования, компания проводит проверки и составляет акт с выявленными нарушениями. Собственнику разъясняют, какие действия необходимы для восстановления или законного прекращения газоснабжения. Такие акты направляют в УК и органы местного самоуправления. Кроме того, каждый месяц абоненты получают расчётные документы для оплаты коммунальной услуги по газоснабжению.
— Поэтому говорить о том, что проблема стала очевидной для абонентов с самовольными заглушками только после наложения ареста на счета, по меньшей мере лукавство, — объясняет Елена Достовалова.
И всё же, по словам Казакова, пояснения, касающиеся вопросов безопасности, не имеют отношения к сути исков Красноярсккрайгаза. Организация взыскивает с жителей деньги за якобы использованный, но не оплаченный ресурс. Если есть нарушение правил безопасности, иск должен быть о приведении помещения в соответствие с требованиями закона, а не о взыскании платы за неоказанные услуги.
В компании же отвечают, что большая часть переустройств в газифицированных домах проводилась без соблюдения требований законодательства, заглушки исполнены в таком варианте, при котором потребители могут самостоятельно их демонтировать, поэтому в Красноярсккрайгазе их расценивают как временные.
Законодатель знает только одно основание для перерасчёта по инициативе абонента — это неиспользование жилого помещения пять и более дней подряд, уточняют в компании.
Однако такой перерасчёт возможен не в каждой квартире, а лишь в тех, где нет технической возможности установить счётчик газа.
— Красноярсккрайгаз бесперебойно поставляет сжиженный газ во все жилые помещения газифицированных многоквартирных домов, — говорит Елена Достовалова. — Абонент, который произвёл временное отключение, в любое время может возобновить потребление, в том числе самовольно. Именно поэтому в вопросе начисления задолженности по оплате коммунальной услуги газоснабжения, при отсутствии прибора учёта газа, имеет значение не факт получения коммунальных услуг или пользования ими, а факт поставки газа в газопровод жилого помещения. При этом собственник жилого помещения в газифицированном доме, согласно требованиям законодательства, обязан установить исправную газовую плиту.
Эта правовая позиция компании не раз разбиралась в судах, которые признавали её соответствующей действующему законодательству.
Косвенные доказательства
Роман Казаков отмечает, что в большинстве этих случаев закон действительно на стороне Красноярсккрайгаза. Если есть проблема с документами, то довольно сложно определить дату установки заглушки, соответственно, и период, в который потребитель не получал услугу. Но поспорить с ресурсоснабжающей организацией в суде всё же стоит.
— Не нужно бояться отстаивать свои интересы, — считает Роман Казаков. — О чём будет говорить Красноярсккрайгаз на судебном процессе? О том, что заглушка появилась вчера. Мы изучили судебную практику, если есть хоть какие-то бумаги, доказывающие, что потребитель не получал услугу, их нужно предоставить суду, и он встанет на сторону потребителя.
У Ольги Михайловны, например, есть акт осмотра жилого помещения, который проводила комиссия районной администрации.
— Ещё в феврале 2019 года, то есть до того, как нашими счетами занялись приставы, к нам приходила комиссия из районной администрации, зафиксировала перепланировку на кухне и велела вернуть помещение в первоначальный вид, — продолжает Ольга Михайловна. — Что мы, собственно, и сделали.
С тех пор у нас всё по закону — установлены газовый счётчик, плита, за это мы, кстати, тоже прилично заплатили.
Такой акт — это косвенное доказательство, его можно приобщить к делу. И тогда есть вероятность, что сумму иска удастся уменьшить. Кроме того, можно пригласить в суд свидетелей, например прежнего хозяина квартиры, который подтвердит дату установки заглушки, если она была капитальной, а не винтовой.
Ольга Михайловна уже добилась пересмотра дела, собирается лично присутствовать на жзаседании и отстаивать свою правоту.