Новости

Чиновник в виртуале

Чиновник в виртуале

По словам Владимира Щербенина, Европейский институт государственного управления, расположенный в городе Барселона в Испании, периодически собирает специалистов европейских стран, которые рассказывают об опыте улучшения взаимодействия власти и населения. В основе лежит методика, которая уже несколько лет внедряется на территории европейского сообщества — создание так называемого “электронного правительства”. Несмотря на громкое название, суть заключается в применении современных интерактивных средств связи, прежде всего Интернета. Это позволяет снизить количество обращений граждан непосредственно в органы управления. По мере роста обеспеченности Интернетом, грамотности людей, разработки электронной документации возникла идея автоматизировать ряд процедур общения с властью. Многие страны достигли здесь весьма интересных результатов. При этом стоит отметить, что основные концептуальные решения принимает Европарламент, а местные законы “привязываются” к этим решениям.

Высокого уровня в создании механизмов “электронного правительства” достигли Австрия, Испания, Голландия. И даже сравнительно нам малоизвестная, находящаяся на окраине Европы, Португалия. Преподаватели, представлявшие эти государства, показали на практике некоторые аспекты виртуального взаимодействия власти и населения.

— Мы обратились к преподавателям: покажите на собственном примере, как вы работаете с сайтами муниципальных образований, к которым имеете непосредственное отношение, — рассказывает Владимир Щербенин. — Прежде всего, выяснилось, что в Испании существует понятие прописки или регистрации, аналогичное нашему. Преподаватель вошел на сайт мэрии и, пользуясь своей электронной подписью, получил всю информацию по своей личной прописке. Оказалось, что по этому поводу никаких замечаний у органов власти к нему нет. “А какие могут быть замечания?” — спросили мы. “Не исключено, что подходит время замены паспорта. Или семья расширилась. Я не прописал человека, а, по данным служб регистрации, у меня появился ребенок”.

Иначе говоря, база данных по каждому человеку не ограничивается только сведениями об адресе регистрации, но увязывает вопросы регистрации с учетом гражданского положения. Всю информацию гражданин получает по электронной почте. Служба либо запрашивает его о каких-либо обстоятельствах, либо сообщает о предстоящих делах. К примеру, уведомляет о предстоящей замене паспорта. Получив это уведомление, гражданин отнюдь не спешит в соответствующее ведомство. Он скачивает по Интернету те или иные формуляры, которые необходимо заполнить. Заполненные документы отправляются сотруднику соответствующей службы, который их проверяет. Этот сотрудник может связаться с гражданином в режиме онлайн, договориться о каких-либо дополнительных сведениях, внести изменения, вновь направить проект документа, который сверяется, подписывается гражданином и отправляется обратно. Таким образом, встреча с чиновником происходит только тогда, когда личное присутствие необходимо, например, чтобы привезти фотографии или получить паспорт.

— Мы порадовались за испанцев, — шутит Владимир Щербенин. — Всем нам приходилось менять паспорт, и не все своевременно вспоминали об этом. В Испании это невозможно. Там вам обязательно напомнят заблаговременно.

Таким образом, в странах Евросоюза все вопросы, связанные с регистрацией, получением документов, изменением места жительства или состава семьи отрабатываются не в режиме личного контакта с чиновниками, а, так сказать, виртуально. Однако этим технологии “электронного правительства” не ограничиваются.

Особенно большой блок составляет уплата налогов. Это не удивительно. Как известно, на Западе уплата налогов — дело святое. Преподаватели показали россиянам, как в Европе налогоплательщики взаимодействуют с налоговыми органами. У граждан имеются карточки налогоплательщика, идентификационные номера, аналогичные нашим ИНН. Они знают своего инспектора, поскольку в Европе кадры, работающие в налоговых органах, обычно стабильны. У них имеются (опять-таки в электронном виде) все документы и формуляры, которые следует регулярно заполнять, внося все необходимые изменения. Если налогоплательщик нарушает те или иные требования законодательства, то кара налоговых органов следует незамедлительно. Но, как правило, граждане стараются соблюдать нормы.

— Один из преподавателей нам показал бегло (не раскрывая своих доходов и тайн), как он работает с налоговой инспекцией, — говорит Владимир Щербенин. — Зашел на сайт, получил информацию. Уточнил, поступила ли последняя информация по его доходам и есть ли к ней вопросы. Это достаточно большое достижение. Ибо хотя в России сегодня декларируется возможность сдать налоговую документацию, не контактируя с инспекцией, но на практике это сделать сложно. Во-первых, сами по себе формуляры достаточно сложны для понимания, и даже у людей, имеющих экономическое образование, не всегда хватает знаний, чтобы их правильно заполнить. А во-вторых, в сознании нашего населения виртуальное общение с чиновниками пока просто не укладывается.

Следующий пример был из области медицинского страхования. Преподаватель, воспользовавшись своим медицинским полисом, “вышел” в Интернет на своего врача, у которого наблюдается уже много лет. Задал несколько вопросов, получил ответы, причем, что называется, в “авторежиме”. То есть отвечал не доктор, который его лечит, а автомат. Преподаватель, к примеру, спросил, в какое время врач сможет принять его. Ему были предложены несколько вариантов. Он выбрал удобное для себя время, так как действительно собирался посетить врача. Зарегистрировал это время за собой. Типичный для российских граждан вопрос, есть ли очередь на прием к доктору, вызывает там искреннее недоумение. Дело в том, что на Западе если у врача есть перерыв в графике работы, то он не занимается приемом “живой очереди”. Он просто занят другими делами. Известно, что в Европе медицина во многом платная. Поэтому пациенты уделяют большое внимание контролю своих счетов. Поскольку есть предел страховых выплат, а ряд процедур является платными, то люди хотят понимать, какие суммы и на что расходуются. Поэтому преподаватель продемонстрировал сверку счетов по медицинскому страхованию.

По мнению Владимира Щербенина, набор этих элементов показывает, что в странах Евросоюза стремятся создать такую схему работы власти и населения, чтобы минимизировать затраты на общение гражданина с чиновником. Причем речь идет не только о материальных, но и о моральных издержках. Практически всем взрослым россиянам доводилось терять часы, а зачастую и дни в очередях к тому или иному чиновнику.

Конечно, и в Европе не все перешли на виртуальное общение. Трудно воспринимает новое старшее поколение. Есть и нерадивые граждане, которые что-то упустили, что-то нарушили. Им приходится объясняться с чиновниками лично.

Некоторые страны продвинулись еще дальше. Во всех четырех упомянутых выше государствах, к примеру, есть разрешительная система открытия своего дела по принципу “одного окна”. Хрестоматийным примером на семинаре было открытие ресторана. Это распространенный бизнес в Европе. Чтобы открыть ресторан в той же Испании, будущий предприниматель должен подать заявление. Можно лично, но, как правило, подают в электронном виде. После этого он получает весь набор документации, с разъяснением, как надо оформить, что, где и когда. Подготовленный пакет документов предприниматель отправляет в регистрационную службу, где “бумаги” (хотя и трудно употребить в данном случае это слово) изучают и выносят вердикт о соответствии.

Казалось бы, и в России достаточно развиты информационные технологии, и среди предпринимателей много продвинутых людей. Тем не менее европейские реалии кажутся нам фантастикой. Дело в том, что кроме современных компьютеров и иных технических средств информатизации необходимо законодательное обеспечение. А оно у нас родиться никак не может. Скажем, в Европе существует понятие электронной подписи, которое уравнивает в правах бумажные и электронные документы. У нас же закон об электронном документе до сих пор не появился. Возможно, потому, что есть более насущные законотворческие задачи. Кстати, это заметно даже на уровне города. Программы дорожного строительства, укрепления муниципального общественного транспорта и городского коммунального хозяйства отодвинули реализацию программы информатизации Красноярска на более отдаленную перспективу.

Впрочем, технологии “электронного правительства” и в Европе не позволяют решить все проблемы. К примеру, процесс открытия своего дела там является столь же, а зачастую и более трудоемким, чем у нас, несмотря на кажущуюся простоту оформления документов. В той же Испании для открытия ресторана надо получить 22 разрешения, на что уходит примерно полтора года. В Голландии — около года. На недоуменный вопрос красноярцев, почему так долго, объяснили: все начинается с землеотвода. Надо найти землю, принять решение, получить разрешение всевозможных органов, начиная с санитарно-эпидемиологического надзора и заканчивая местной полицией. И все же, даже при столь долгих сроках рассмотрения, у европейских предпринимателей есть одно важное преимущество: все процедуры прозрачны, сроки известны и действия властей предсказуемы. И во многом этому способствовало “электронное правительство”, ограничившее личные контакты чиновников и граждан, чреватое столь малоприятным последствием, как коррупция.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА