Новости

“Меня называют Киркоровым”

“Меня называют Киркоровым”

“Меня называют Киркоровым”
“Меня называют Киркоровым”

Клоны Карандаша и Самоделкина продолжают радовать детей

Валентин Постников родился в семье известного советского писателя Юрия Дружкова — автора Карандаша и Самоделкина. Еще в детстве он решил, что никогда не будет заниматься литературой. Когда вырос, поступил на юрфак и в результате стал… писателем. Первую свою книгу для детей “Новые приключения Карандаша и Самоделкина” он написал в 1996 году, а в 1997 году она стала “Лучшей книгой года”.

— Валентин Юрьевич, вы не боялись становиться писателем? Ведь к детям известным людей, которую выбирают профессию родителей, относятся очень предвзято.

— Я всегда был против династий в профессии, например, когда сын врачей тоже становится доктором и так далее. Наверное, из духа противоречия я закончил юридический институт, потому что в детстве мне все говорили: ты, наверное, станешь писателем, как папа, будешь заниматься детской литературой, писать сказки. Мне всегда казалось, что это неправильно. И говорил себе: “Я буду кем угодно, только не писателем”. Но у меня так и не получилось стать юристом, я стал писателем.

— Дети знаменитых родителей, особенно в том случае, когда они идут по той же, что и их предки, профессиональной стезе, всегда пытаются доказать свою самостийность, инакость. Вы же максимально приблизились к отцу — взяли придуманные им персонажи — Карандаша и Самоделкина — и пошли в литературу. Неужели нельзя было придумать своих героев?

— Дорога в детскую литературу — сложная. Я много раз наблюдал картину, когда в издательство приходят молодые талантливые ребята, которые побеждали в различных литературных конкурсах, и их не хотят печатать. Причина только одна — издатели боятся, что их книги не будут продаваться. Им очень много придется потрудиться, чтобы доказать свое право на существование.

Приведу собственный пример. Я, далеко не начинающий писатель, прихожу в издательство, где вышло уже десять моих книжек, и приношу сказку с новыми героями — мальчиком и волшебной собакой, но все равно они не хотят меня печатать. Говорят, это будет плохо продаваться, придумайте, мол, какой-то оригинальный ход. Тогда я назвал мальчика Гари, а собаку Поттером. И книгу издали.

Вообще социологи считают, что принципиально новые литературные герои появляются раз в пятьдесят лет. Можно придумать оригинальных персонажей, но не факт, что они приживутся. Это моя самая большая печаль и грусть, что я не придумал своих героев.

— Ваш отец написал всего четыре книги…

— Действительно. У него две детские книжки — про Карандаша и Самоделкина. И две — взрослые. Последняя книга пролежала в столе двадцать пять лет. Роман “Кто по тебе плачет” — очень красивая история любви — вышел только в этом году. Все его хвалили за “Карандаша и Самоделкина”, а он считал, что роман “Кто по тебе плачет” — главное дело его жизни.

— Почему она вышла только двадцать пять лет спустя?

— Папа писал ее последние три года жизни. Он поставил точку за месяц до смерти. Потом были трудные годы перестройки, и я не мог ее издать. К его восьмидесятилетию ее напечатали, причем нехотя. Но пошли отклики от читателей, и издатели очень довольны, что взялись за это дело. Книга сама пробила себе дорогу, без какого-либо пиара.

— Несмотря на то, что Юрия Дружкова все знают как детского писателя, главным для него стала книга для взрослых. А у вас есть амбиции по поводу серьезной литературы?

— Наверное, нет. Я, как другие, не мечтаю написать книжку, которая переживет меня, что ее будут читать через сто-двести лет. Меня даже называли Филиппом Киркоровым в детской литературе, обвиняя в том, что пишу попсу для детей. Я сначала обижался, но потом успокоился. Да, то, что я пишу — не великая литература, но я создаю простые, понятные книжки для детей. И дети, которые сегодня не читают практически ничего, читают меня.

— А зачем вы пишете детские книжки? Вы, наверное, их создаете для собственных детей?

— Нет, детей у меня пока нет. Когда я пишу книги, получаю от этого удовольствие. И не считаю их плохими. Нет ничего криминального в том, что они легко читаются. Меня даже называют писателем нечитающих детей. Ко мне недавно подошла одна мама на книжной ярмарке в Москве и говорит: “Моему мальчику восемь лет, и он не читает вообще ничего”. Я подписал ей свою книгу, он взяла, но сказала, что вряд ли сын ее осилит.

Я ее встретил через три месяца, и оказалось, что книгу ребенок все-таки прочел. Мама была мне очень благодарна, пошла и купила все остальные мои сказки.

— Ваш отец работал в журнале “Веселые картинки”. Вы сотрудничаете с журналом?

— Нет. Мне как-то не предлагали.

— Сейчас море детских журналов. Но половину из них можно смело выбрасывать на помойку, не читая. Отчего так происходит?

— Потому что руководство этих журналов не ставить перед собой задачу — воспитывать детей, они просто зарабатывают деньги. Причем многие из редакторов изданий этого даже не скрывают. Издают “Микки-маус”, “Спайдермен”, “Шрек”. Посмотрите, сколько появилось рекламы в тех же “Веселых картинках”. Вообще журнал намного проигрывает старому изданию: нынешний сделан небрежно, вместо авторских рисунков компьютерная графика. Я очень надеюсь, что старые “Веселые картинки” когда-нибудь возродятся.

— Я читала, что когда вы решили стать писателем, то обратились за помощью к товарищам отца. И они вам отказали в поддержке. Это правда?

— Было дело. Я просто ходил на поклон к известным и знаменитым, потому что до этого обошел с десяток издательств и мне все отказали. Я очень надеялся на Успенского, потому что папа в свое время ему очень помог. Отец работал заведующим литературной частью в “Веселых картинках” и помог начинающему Успенскому напечататься в журнале. А писатель, чье произведение было опубликовано в “Картинках”, автоматически становился известным на всю страну: ведь журнал получали все библиотеки, его выписывала почти каждая советская семья.

У Успенского было свое издательство, я пришел к нему и сказал: “Эдуард Николаевич, помогите мне”. Он мне категорически отказал, причем разговаривал по-хамски: “Я уверен, что у тебя ничего не получится”. Сейчас, когда мы вместе выступаем, например, на Дне детской книги на Воробьевых горах, он держится со мной на равных. Я все равно не могу держать на него зла — ведь с детства его знаю.

Отказал в свое время мне и знаменитый художник Чижиков. Мне в одном издательстве сказали: если к вашей книге иллюстрации нарисует Чижиков, то издадим. Он сказал, что у него нет времени рисовать мои книжки.

— Как вы относитесь к творчеству наследников известных писателей? Продолжение приключений Незнайки пишет внук Николая Носова — Игорь Волков, продолжила серию про домовенка Кузю и дочка Александровой. И вообще для чего начинают заниматься литературой? Чтобы заработать денег?

— Это волна детей и внуков пошла после меня. То, что делает Игорь Носов, мне не нравится. Я люблю веселых писателей, а он, даже когда выступает перед детьми, чересчур серьезный. Я не думаю, что он пишет про Незнайку из-за денег. Он, как наследник Николая Носова, и так достаточно получает дивидендов, которые платят ему издатели книжек его деда.

Что касается Александровой, то за нее пишут литературные негры. Сейчас, кстати, дочка Лагина пишет продолжение “Старика-Хоттабыча”.

— Но произведения-клоны — это же, по сути, обман. Человек приходит в магазин, смотрит — стоит книга по Незнайку, но при этом он вряд ли обратит внимание, что эта сказка не Николая Носова, а Игоря. А ведь согласитесь, что качество книг разное. Внуку по литературному таланту далеко до своего деда.

— Я считаю, что читателя нельзя обмануть. Мне не раз говорили, что они поначалу осторожно покупали мои книжки. Обычно люди сразу берут две книги Дружкова и одну мою, так сказать, на пробу. Дети, как правило, просят купить истории, которое написал я.

Если кто-то купил продолжение приключений Незнайки Игоря Носова и книга ему не понравилась, то он вряд ли купит остальные пять книг этого автора. Достаточно одной книги, чтобы разочароваться.

Ни для кого не секрет, что последние книги Эдуарда Успенского ужасны по своему качеству. То, что пишет он сейчас, не напоминает даже отдаленно то, что создавал раньше. Я знаю историю, как в библиотеке женщина устроила скандал: почему такие отвратительные книжки стоят в свободном доступе, мол, первые книги Успенского очень хорошие, а это какой-то ужас. Я говорил об этом с Эдуардом Николаевичем. Он мне сказал: “Валя, я не писатель, я — фабрика по зарабатыванию денег”.

Справка “Городских новостей”

Валентин Постников родился в 1970 году в Москве. Отец — писатель Юрий Михайлович Постников (Дружков), автор повести-сказки “Приключения Карандаша и Самоделкина”, давший многолетнюю жизнь двум персонажам, ставшими очень популярными. Мама — Наталья Иосифовна — редактор детского издательства “Малыш”.

Валентин Юрьевич Постников продолжил серию книг о приключениях Карандаша и Самоделкина, дав жизнь более десятку новых книг об этих героях. В 2005 году Карандаш и Самоделкин отметили свое пятидесятилетие.

Постников много встречается с читателями в школах и библиотеках, книжных магазинах, выступает на радио, выпускает аудиодиски в серии “Говорящая книга”.

Лауреат премии “Золотое перо России”, премии Министерства культуры России “Лучший детский писатель 1997 года”, член Международного сообщества писательских союзов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА