Неотложка
«COVID-19 был неведомой заразой». Что чувствовали красноярские врачи в начале пандемии
Красноярские врачи поделились воспоминаниями о работе в инфекционных госпиталях.
Более 68 тысяч человек, заразившихся коронавирусом, зафиксировано в Красноярском крае с начала пандемии. 13 апреля прошлого года было всего 110 человек. В те дни в стране и регионе действовал режим самоизоляции. Большинство граждан находились в тревожном ожидании дома, а медики уже работали или готовились работать в новых условиях. Что чувствовали врачи и руководители медучреждений, когда страну накрыло коронавирусной волной? Какой опыт получен в борьбе с COVID-19?
Инфекционная война
Красноярская межрайонная клиническая больница № 4 оказалась в числе стационаров, где развернули инфекционные госпитали для лечения пациентов с COVID-19. Подразделение в КМКБ № 4 работало и в первую, и во вторую волну эпидемии: с 7 мая по 16 июля и с 15 октября по 15 января. Госпиталь открыли в одном из корпусов больницы. В других зданиях продолжали оказывать помощь пациентам, нуждающимся в экстренной помощи по гинекологии, урологии и хирургии.
— COVID-19 для всех был неведомой заразой. Её боялись. И когда нам сообщили, что в больнице нужно разворачивать госпиталь, это был шок, — признаётся главный врач Красноярской межрайонной клинической больницы № 4 Альбина Фокина. — Не было инфекционистов, терапевтов в достаточном количестве, и нашим акушерам-гинекологам, урологам и хирургам пришлось в кратчайшие сроки перестроиться. Буквально за неделю медперсонал прошёл курсы, получил сертификаты, а главное — теоретические знания для того, чтобы лечить инфекционных больных.
Марина Дзелдзайн, возглавлявшая инфекционный госпиталь больницы с октября минувшего года, тоже отмечает, что первые ощущения весной — страх перед новым коронавирусом.
“Но чем больше узнаёшь о враге, тем меньше боишься, — говорит Марина Викторовна. — Страх уходил по мере накопления знаний и опыта в лечении больных с COVID-19. Если начнётся третья волна, наши врачи будут готовы к борьбе с инфекцией. Никогда не думала, что гражданским врачам пригодится военный билет. Да, мы его не использовали, но на войне побывали — на инфекционной”.
Оснащение медучреждений в период пандемии — отдельный вопрос.
— В обычной жизни у больницы нет в достаточном количестве средств индивидуальной защиты для работы с COVID-положительными пациентами, — рассказывает Альбина Фокина. — На помощь пришли предприниматели и фирмы, которые с нами сотрудничают. Кто-то поставил защитные костюмы в качестве благотворительной помощи, например, многоразовые костюмы для нас сшили в подразделениях ГУФСИН, за что мы очень благодарны. Кто-то привёз нательное бельё под СИЗы, пижамы для пациентов, постельное бельё. Администрация Кировского района помогла найти дополнительные кровати для госпиталя.
За минувший год врачи красной зоны стали героями множества публикаций в СМИ. Их работу на передовой обеспечивали бойцы невидимого фронта, в том числе сотрудники хозяйственной службы медучреждений.
“Мы применили в работе экономичные и безопасные технологии, — делится опытом Ольга Копытина, руководитель административно-хозяйственной службы КМКБ № 4. — Например, для обеспечения госпиталя медицинским кислородом оперативно перешли на централизованную подачу кислорода в криососудах, что позволяет сэкономить деньги. Система видеонаблюдения, которая была установлена для текущей работы в четвёртом корпусе, где располагался госпиталь, позволила в режиме онлайн откорректировать маршрутизацию: доставку питания, медикаментов, белья. Созданная несколько лет назад в больнице централизованная служба уборки, использующая безведерный метод, отлично справилась с задачей по обеспечению санэпидрежима в госпитале. Мы убедились, что данная технология уборки — единственный способ обеспечить оперативную, качественную обработку помещений сотрудниками в средствах индивидуальной защиты”.
Главврач больницы подчёркивает: всем миром удалось справиться с возникшей неординарной задачей:
“Не могу сказать, что мы победили COVID-19, но мы избавились от страха и объединились против болезни. При этом чувствовали поддержку со всех сторон — от коллег, друзей, партнёров. Отдельное спасибо учреждениям культуры и компаниям, которые поддерживали моральный дух наших сотрудников. Концерты, поздравления, подарки, дополнительное питание... Без поддержки неравнодушных людей нам бы пришлось намного тяжелее”.
Справились на пятёрку
Вторая волна пандемии, начавшаяся осенью минувшего года, затронула очень многих людей. Кто-то оказался в стационаре, но большинство подхвативших инфекцию и легко болеющих красноярцев лечились дома. У некоторых возникали проблемы с зубами.
— Какую-то боль можно перетерпеть, но зубную — очень сложно. И в текущих условиях требовалась организация неотложной стоматологической помощи, — рассказывает Дмитрий Власов, главный врач городской стоматологической поликлиники № 1. — Благодаря поддержке министра здравоохранения края Бориса Немика в одном из филиалов нашего учреждения был организован приём для больных коронавирусной инфекцией и тех, кто находился с ними в контакте.
Было организовано три бригады врачей, две основные и одна резервная, в которую вошёл Дмитрий Викторович.
“Я практикующий стоматолог-хирург и решил, что также буду оказывать людям помощь, если доктора из основных бригад подхватят инфекцию, — отметил Дмитрий Власов. — Но за всё время работы ковидных бригад заболел лишь один доктор. Это несмотря на то, что медики в стоматологии непосредственно контактируют с пациентами. У нас в достатке было и средств индивидуальной защиты, и дезинфицирующих средств, мы строго соблюдали правила безопасности — свели к минимуму риск заразиться.
Главврач был приятно удивлён, что никого не пришлось уговаривать пойти в бригаду — нашлись добровольцы. Хотя все сразу понимали— будет непросто. Работать надо в защитном костюме, а для стоматолога, который выполняет практически ювелирную работу, — это целое испытание. Но — справились. Пациентов доставляли в стоматологию на специально выделенной машине скорой помощи, и затем доктора проводили необходимые манипуляции: купировали боль, удаляли зубы, ставили пломбы...
— Мы единственные в Сибирском федеральном округе, кто организовал работу стоматологических бригад для ковидных больных, — подчёркивает Дмитрий Викторович. — И получили бесценный опыт, убедившись в том, что можем решать непривычные задачи, мобилизоваться в непростых условиях. Считаю, мы справились на пятёрку. И от пациентов, кстати, слышали только слова благодарности. Доктора рассказывали, что одна женщина, которой требовалась помощь, даже расплакалась: “Неужели, соколики, приехали за мной”.
Маска помогла
Туберкулёзный диспансер — особое медицинское учреждение. И в период пандемии режим работы здесь отличался от того, что устанавливался в других стационарах. При туберкулёзной инфекции нельзя отложить срок госпитализации, поэтому в филиалах № 1 и № 2 краевого противотуберкулёзного диспансера были созданы карантинные отделения. В них попадали все вновь поступившие больные. Там они начинали получать лечение, а в обычное отделение переводились только после двух недель в карантинной зоне. Для пациентов с коронавирусной инфекцией было перепрофилировано специальное отделение. Как отмечают в медучреждении, всего с начала эпидемии в краевой противотуберкулёзный диспансер № 1 поступили и пролечились 32 пациента с подтверждённой коронавирусной инфекцией. Немного.
В период пандемии в стационарах ещё внимательнее стали относиться к противоэпидемическим мерам, хотя в туберкулёзных диспансерах меры инфекционного контроля всегда были строже, чем в обычных медучреждениях.
— В остальном фтизиатрическая служба работала в обычном режиме: проводились плановые операции, все больные с бактериовыделением лечились в условиях стационара, — отмечают в пресс-службе учреждения. — Пациенты с заболеванием без бактериовыделения получали контролируемую химиотерапию на дому. Также проводилась плановая вакцинация.
В Красноярском крае в 2020 году выявлено 1 329 человек, заболевших туберкулёзом. В 2019 году было 1 811 человек. По сравнению с предыдущим годом заболеваемость сократилась на 24 процента. Эксперты называют две причины снижения показателей. Первая — приостановка в связи с пандемией диспансеризации и профосмотров, сокращение флюорографических обследований. Зато туберкулёз выявляли благодаря компьютерной томографии, которую делали людям с подозрением на COVID-19.
— Исследования лёгких с помощью томографа помогали диагностировать не только коронавирус, но и туберкулёз, — отмечает Анна Нестеренко, заместитель главного врача по медицинской части Красноярского краевого противотуберкулёзного диспансера № 1. — А были и такие, у кого не обнаружили проявлений вируса, а очаг туберкулёза был. Либо диагностировали оба заболевания сразу — и тогда сначала назначалось лечение в инфекционном госпитале, а потом человек направлялся к нам.
Второй причиной снижения количества заболеваний туберкулёзом эксперты называют введённые в прошлом году ограничительные противоэпидемические меры. Масочный режим, видимо, заметно сокращает распространение этой инфекции. В 96 процентах случаев заболевание протекает в лёгочной форме и микобактерии распространяются воздушно-капельным путём.
В итоге если в 2019 году заболеваемость туберкулёзом в крае составляла 66 случаев на 100 тысяч человек, то в 2020 году — 46,6 случая. Специалисты предполагают, что временное сокращение профосмотров может в дальнейшем привести к росту показателей. Но надеются, что он будет небольшим.
Цифра
1 903 койки для пациентов с коронавирусной инфекцией и пневмониями развёрнуто в Красноярском крае на начало апреля, в том числе 992 койки в Красноярске. В начале декабря прошлого года в регионе было около семи тысяч коек для таких больных.