Бизнес
Как в пандемию красноярские предприниматели запустили производство по переработке шин
История предпринимателей, которые в пандемию не только выстояли, но и расширились.
Монтаж производственной линии по выпуску чего угодно (хоть мороженого, хоть подшипников) — процесс длительный. Её нужно собрать, потом настроить, запустить в тестовом режиме, отладить, поправить, подтянуть, заново перенастроить. Затем необходимо получить лицензию, набрать и обучить работников, организовать поставку сырья и сбыт готовой продукции, постоянно всё контролируя, ведя бухгалтерию и бесконечно отчитываясь перед разными ведомствами. Это только в анекдотах из девяностых предприниматели прожигают жизнь и сорят деньгами. А на самом деле иметь собственное производство — дело, мягко говоря, хлопотное.
Свободная ниша
На вопрос: “Когда вы в последний раз ходили в отпуск?” Иван Ерёменко, соучредитель компании “АртСтэп”, сразу ответить не смог. Сначала задумался, а потом в очередной раз улыбнулся (он вообще человек очень приветливый), видимо, вспоминая, что это такое — беспечное время отдыха.
— Последний раз я в отпуске был в 2014-м, когда ещё не имел собственного дела, работал в одной из компаний по предоставлению услуг связи, — делится Иван Фёдорович. — А в 2015-м сменился собственник, и специалисты моего профиля оказались не нужны. Поэтому мы с товарищем, Сергеем Аксаковским, основали своё предприятие. Вот сейчас вместе руководим.
Тогда, в 2015-м, перед тем как решить, чем именно заняться, будущие соучредители довольно подробно изучили местный рынок. Хотелось найти свободную нишу, где конкуренция поменьше, а спрос повыше. В итоге решили заниматься производством уличных покрытий из резиновой крошки. Купили оборудование (кстати, наше, отечественное), съездили на обучение. И всё, поехали!
Для детей и спортсменов
На самом деле начинающие предприниматели не прогадали. Открылись перед самым стартом федеральной программы, по которой по всему Красноярску каждый год оборудуют и игровые, и спортивные площадки. А ещё в нашем городе благоустраивают дворы в жилых новостройках, пришкольные территории. Прямо на асфальт или бетон качели и турники уже давно никто не устанавливает, куда безопаснее подстелить резиновое покрытие. Поэтому спрос есть. Даже в пандемийный 2020-й работы не останавливались. Да, объёмы немного упали, но простаивать предприятию не пришлось.
Однако говорить о том, что правильно выбранное направление деятельности гарантирует жизнь без проблем, точно нельзя.
— Кадры для работы на производстве подобрать сложно, — признаётся Иван Ерёменко. — Ещё сложнее обеспечить стабильную достойную зарплату — очень много средств уходит на коммунальные платежи. А хороший сотрудник, который умеет работать головой и руками, цену себе знает. Так что проблема такая есть, но найти людей можно. Мы же нашли. У нас есть работники, с которыми мы ещё в 2015 году вместе начинали.
Станет чище
Коллектив на этом малом предприятии небольшой: линии по производству покрытия обслуживает всего 10 человек. Но скоро придётся искать новых сотрудников. Компания расширяет сферу своей деятельности. Причём решение об этом соучредители приняли в тяжёлый для всего бизнеса 2020-й. Мало того, что помимо формованных изделий стали выпускать ещё и бесшовные покрытия, так ещё и замахнулись на смежное производство — переработку шин в резиновую крошку.
— Мы изначально сырьё для нашего покрытия закупали: в Красноярске есть пара заводов, которые его выпускают, — говорит Иван Фёдорович. — Но резиновая крошка — всегда дефицит. Особенно когда идёт благоустроительный сезон. Приходилось возить её из Усть-Каменогорска, Кемерова, Новокузнецка. Поэтому решили сами заняться переработкой шин. Купили линию у одной из красноярских организаций — она так и не смогла наладить производство. Может, нам даже в чём-то помог сложный 2020 год. Есть предприятия, которые плохо пережили его, не смогли удержаться. Вот и стали избавляться от оборудования. А у нас появилась возможность приобрести линию. Отыскали большое помещение в пригороде (здесь аренда дешевле), сейчас монтируем: в конце апреля планируется пробный технический запуск. Параллельно подали заявку на получение лицензии. Когда получим, сможем шины утилизировать. С предприятиями будем заключать договоры…
Сами предприниматели рассматривают новое направление работы не только как источник дополнительной прибыли. Да, средства будут нелишними, но не менее важно то, что предприятие сможет включиться в процесс переработки отходов. Благодаря им мусора на улице будет меньше, город станет чище. Для Ивана Ерёменко, который, между прочим, отец четверых детей (младший сын родился совсем недавно), это весомый аргумент.
Оборотные средства
— Вот тут установка, в которой из шин будет убираться бортовое кольцо. Потом по большому транспортёру резина поступит в шрёдер. Спрашиваете, что это? Ну, проще говоря, размельчитель, он нарежет шины на чипсы: 50 на 50. Дальше стоят дробилки, за ними несколько степеней очистки: там убирается оставшаяся проволока, текстиль. Далее бункер-накопитель. В конце чистая крошка фасуется в мешки. Большую часть мы, конечно, будем использовать сами на производстве резиновых покрытий. Что-то станем продавать.
Про линию по переработке шин Иван Ерёменко рассказывает очень подробно. Сама она ещё до конца не смонтирована, но оценить размеры и масштабы уже можно: это довольно большой максимально автоматизированный конвейер. Очевидно, что стоит такое оборудование, даже если оно б/у, немало, поэтому предпринимателям пришлось вложить в покупку все свои ресурсы. А чтобы получить необходимые оборотные средства на подготовку линии к производству, бизнесмены обратились в красноярский центр содействия развитию предпринимательства. И смогли оформить льготный кредит по ставке рефинансирования — на данный момент она составляет всего четыре с половиной процента.
— Это хорошая поддержка, — отмечает Иван Фёдорович. — Мы, несмотря на то, что потратили большую сумму на приобретение нового оборудования, сможем спокойно войти в новый сезон, продолжить выпускать покрытие, закончить монтаж новой линии. Ну разве что в отпуск опять не поеду.
Факт
Согласно российскому федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) изношенные шины являются малоопасным отходом IV класса. Однако просто так выбрасывать их нельзя. Такой вид отходов необходимо сдавать в переработку.