Новости
Планов громадье
Бюджеты олимпиад растут из года в год
Победа заявки города Сочи на проведение зимней Олимпиады 2014 года уже обошлась России в 30 миллионов долларов. Маркетинговый бюджет Сочи был в полтора раза больше, чем у корейского Пхенчхана, и в три раза больше, чем у австрийского Зальцбурга. Впрочем, расходы на маркетинг кажутся микроскопическими по сравнению с общими инвестициями, которые правительство России направит на строительство инфраструктуры черноморского курорта.
В 2006 году правительство утвердило федеральную целевую программу “Развитие города Сочи как горно-климатического курорта в 2006—2014 годах”, согласно которой инвестиции в его инфраструктуру составят 313,9 миллиарда рублей (более 12 миллиардов долларов). Из этой суммы 62 процента будет выделено из бюджета страны, а 38 процентов — получено от частных инвесторов. Государство потратится на создание необходимой для Олимпиады инфраструктуры, а частники — на коммерческие объекты.
Стоит отметить, что бюджеты олимпиад растут из года в год. Так, бюджет Олимпиады в Солт-Лейк-Сити в 2002 году составил всего три миллиарда долларов. Россия готова потратить в четыре раза больше. Однако если сравнить бюджет зимней Олимпиады в Сочи с бюджетом летней Олимпиады-2012 года в Лондоне (18 миллиардов долларов), то затраты британцев окажутся в полтора раза больше.
На транспортную инфраструктуру Сочи уйдет основная доля средств, выделенных на Олимпиаду. В необходимости всех новых объектов эксперты пока сомневаются. Но об окупаемости никто не думает — если денег не хватит, инвесторы по просьбе государства найдут еще. Более того, они уже начали бороться за эти проекты.
Начало подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи вызвало массу споров о том, как это повлияет на будущее города и региона. В городе уже резко возросли цены на недвижимость. Поговаривают о том, что будут расти цены и на продукты. Так что жители Сочи неоднозначно относятся к Олимпиаде. Но на развитие транспортной инфраструктуры они пока смотрят с надеждой. По крайней мере, заявленные планы производят впечатление: лишь одна десятая выделенных средств пойдет непосредственно на проведение игр. “Основная, львиная, доля средств пойдет на создание инфраструктуры", — пояснил первый вице-премьер России Сергей Иванов. Это, в первую очередь, энергетика, дороги, порты, сервис.
Сочи позиционируется как портовый курорт, однако прибыть в него по морю пока весьма проблематично. Главная задача — сделать порт города прежде всего пассажирским.
Портовое развитие предполагает модернизацию уже к 2010 году четырех портов черноморского побережья. Помимо инвестиций в порт Туапсе, в морском порту Тамани появится выносной терминал для перевалки нефтепродуктов, а порт “Кавказ” станет основной паромной артерией юга России.
На обновление самого Сочинского порта будет затрачено около 8—10 млрд рублей. По словам гендиректора ФГУП “Росморпорт” Юрия Парфенова, инвестированием в этот проект заинтересовалась некая итальянская компания. Правда пока ее название не разглашается. В порту будут созданы новые причалы для яхт и лайнеров, в частности, появится выносной терминал, который сможет одновременно принимать два крупных круизных лайнера по 3 тысячи кают в каждом — их можно будет использовать, например, в качестве плавучих отелей во время Олимпиады.
После модернизации в Сочинском морском порту не должно остаться мощностей по перевалке грузов, он должен обслуживать только пассажиров.
Серьезная работа предстоит и с воздушными портами, к концу 2009 года на черноморском побережье ожидают появления трех аэропортов международного класса — в Сочи, Анапе и Геленджике. Основные работы пройдут в строящимся аэропорту “Геленджик” и в недавно купленном Дерипаской более чем за 200 млн долларов аэропорту Сочи. Уже сейчас в Геленджике завершается строительство взлетно-посадочной полосы, способной принимать любые типы самолетов без исключения. Первые пассажиры там появятся в следующем году, первоначально “Геленджик” сможет принимать до 200 тыс. пассажиров в год, затем поток увеличится до 500 тысяч. Пропускная способность сочинского аэропорта — самого близкого к месту проведения Олимпиады — должна быть гораздо выше. Развитие его предполагает увеличение пропускной способности с 26 тыс. человек в сутки до 60 тыс.
Примерный объем инвестиций в развитие аэропорта составляет 100 млн долларов.
Эксперты согласны с необходимостью заявленного развития морской инфраструктуры региона, но их мнения о постолимпийском будущем аэропортов разделились.
Многие считают, что высокие пропускные способности аэроузла будут полноценно востребованы только в период Олимпиады-2014. Остальное время аэропорты будут пустовать.
Однако ряд экспертов надеются на то, что Сочи смогут развиваться как популярное место отдыха. Но местные жители сомневаются в резком увеличении роста туристов после Олимпиады. Один из них рассказал, что городская туристическая инфраструктура оказывает слишком плохие услуги по высоким ценам. После того, как к Олимпиаде настроят дорогих отелей, цены вряд ли упадут. К тому же местный персонал не умеет работать на высоком уровне. “Я слышал, что в новые гостиницы собираются завозить сотрудников из Москвы — местные работают по-советски”, — рассказал сочинец. Правда, один из аналитиков предположил, что Сочи станет “курортом выходного дня” для московских чиновников. Им нужно будет проявлять “курортный патриотизм”, поэтому они и будут совершать короткие набеги на побережье.
Причем, возможно, оплачено это все будет из бюджета — в Сочи будут проводиться симпозиумы, семинары, выездные коллегии министерств, различные встречи. Это создаст и дополнительный поток вип-пассажиров.
Для обычных курортников планируется развитие железнодорожной инфраструктуры. “Российские железные дороги” (РЖД) запланировали для этого более 60 млрд рублей. Одно из самых долгожданных обещаний — организация высокоскоростного движения на направлениях Москва — Адлер и Москва — Сочи. Речь, правда, не идет о магистрали, позволяющей организовать движение поездов со скоростью 300 км/ч, но, по словам министра транспорта Игоря Левитина, добраться до места отдыха можно будет меньше чем за сутки вместо нынешних 36 часов. Также будет проведена реконструкция, модернизация и строительство вторых путей на других направлениях в Краснодарском крае. Под транспортное обеспечение Олимпиады будет построена железная дорога, соединяющая адлерский вокзал и аэропорт Сочи. 2,9 км полотна будут протянуты вдоль проектируемой автострады Сочи — аэропорт, предположительно на прокладку потребуется 6 млрд рублей. “Учитывая постоянные транспортные проблемы в регионе Сочи, особенно в летний период, дополнительная инфраструктура сможет повысить транспортную доступность объектов курортной зоны”, — говорит аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Виктор Литвинов. Нововведениям обрадуются и жители региона, при условии, разумеется, что инфраструктура будет проходить не по кромке моря и не по территориям заповедников.
Видимо, именно подобные аргументы будут использовать подрядчики транспортных проектов в спорах друг с другом.
На открытый конкурс талисмана Олимпийских игр в настоящий момент поступило около 80 предложений. Самые неожиданные — Владимир Путин, Медвед (именно Медвед, а не медведь!), Самовар и Ктулху… Есть и такие варианты — бабочка, белая сова, белка, дельфин, ежик, заяц, золотая рыбка, золотое руно, колобок, пальма, овца…
Крупнейшие российские компании после решения о проведения Олимпиады в Сочи увеличили размер вносимых ими инвестиций в несколько раз. В частности, Владимир Потанин собирался вложить в развитие края 500 млн долларов, но увеличил сумму до 1,5 млрд. Из них 300 млн долларов пойдут на горнолыжный комплекс. “Газпром” уже построил канатную дорогу “Лаура”. Эти компании займутся также возведением ГЭС на реке Мзымта и скоростной железной дорогой вокруг олимпийского комплекса. “Базовый элемент” будет строить олимпийскую деревню и Дворец спорта в Сочи общей стоимостью 800 млн долларов, помимо этого, “Базэл” занимается и обустройством аэровокзального комплекса Сочи.