Новости

Последний выстрел

Последний выстрел

Последний выстрел
Последний выстрел

В Китае не скупятся на смертные приговоры

Пока одни страны вводят мораторий на смертную казнь, другие не скупятся на суровые приговоры. На днях Китай заставил вновь говорить о себе: 10 июля был казнен бывший глава Государственного управления КНР по пищевым и лекарственным продуктам 62-летний Чжэн Сяоюй, признанный судом виновным в коррупции.

Министр был приговорен к смертной казни в мае 2007 года, когда пекинский городской суд признал его виновным в получении взяток в крупных размерах и злоупотреблении служебным положением. По данным следствия, Сяоюй за несколько лет нахождения в должности получил взяток на сумму 6,5 миллиона юаней (около 850 тысяч долларов) за предоставление лицензий на производство лекарств, не прошедших клинические испытания.

12 июня Сяоюй пытался обжаловать приговор в суде высшей инстанции, заявив, что он полностью признал свои преступления и сотрудничал со следователями, однако 22 июня его иск был отклонен.

Масштабы, которые приобрела высшая мера наказания в этом государстве, поистине ошеломляющие: здесь ежегодно путем расстрела или смертельной инъекции уходит из жизни около 10 тыс. преступников. Это в пять раз больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых.

Законы Поднебесной предусматривают гораздо больше преступлений, за которые полагается смертная казнь, чем в других государствах. Судебная система здесь “нажимает на курок” по поводу и без: в Китае можно поплатится жизнью и за не особо тяжкие правонарушения, такие как хранение наркотиков, контрабанда, сутенерство, осквернение могил, подделка банкнот.

Вот только несколько примеров. Были приговорены к смерти семь участников самой плодовитой группы фальшивомонетчиков в истории Китая. Они подделали купюры на сумму в 640 млн юаней — то есть около 77 млн долларов. В течение нескольких лет участники группы успешно скрывались от закона, постоянно переезжая с места на место вместе со своей техникой. Какое-то время они действовали из помещения кафе в здании комитета Коммунистической партии.

Смертный приговор был вынесен троим злоумышленникам, похитившим и продавшим одиннадцать детей. Дети были перепроданы третьему преступнику по цене от 290 до 420 долларов, который, в свою очередь, перепродал детей другим лицам. Покупатели, стоявшие в конце этой преступной цепочки, платили уже по тысяче триста долларов за ребенка.

Был казнен и 20-летний учащийся средней школы, который подсыпал в пищу одноклассникам крысиный яд. Как удалось выяснить следствию, причиной расправы над товарищами послужило то, что Ли Фенг разозлился на двух своих сверстников. Чтобы решить проблему, Ли подмешал яд в овсяную кашу в столовой школы в Цзинане, на востоке Китая.

Запланированные убийства однокашников были местью: так Ли пытался наказать двух друзей. Одного — за то, что он уличил Ли в мошенничестве и лжи, другого — за любовные письма к его подруге. Еще семь школьников были отравлены случайно — к ним в пищу попали частицы яда, но, к счастью, они остались в живых.

Отравление крысиным ядом, продающимся чуть ли не в каждом магазине, широко распространено в Китае. Именно таким способом китайцы часто решают личные размолвки и даже деловые споры.

Под расстрел идут и женщины. Причем беременные. 29-летнюю Ма Вейхуа арестовали на вокзале и при досмотре нашли припрятанный под юбкой героин. Вывод, казалось бы, прост: к стенке. Однако случай был особенным: на момент ареста Ма ожидала ребенка, а уголовный кодекс запрещает казнить беременных женщин. Однако полицию это не остановило: наркокурьешу отправили в больницу, где сразу же подвергли анестезии и сделали аборт. Свой дикий поступок представители правоохранительных органов объяснили просто: “лазейки в УК не должны становиться инструментом в руках торговцев наркотиками, когда они стремятся избежать наказания”.

Как ни цинично это прозвучит, у смертной казни в Китае большое будущее. Постоянно изобретаются способы “повышения эффективности и экономичности умерщвления преступников”. Обычно приговоренных к смерти в Китае казнят выстрелом в голову, но, например, в провинции Юньнань закупили 18 “мобильных камер”, оборудованных для проведения летальных инъекций — чтоб быстро и безболезненно.

Расширяется и перечень преступлений, за которые можно поплатиться жизнью. Смертная казнь может отныне грозить в Китае тем, кто ворует нефть и газ из трубопроводов, а также выводит из строя нефтегазовое оборудование. Судьи вынесут суровый приговор в тех случаях, если воровство нефти и газа из трубопроводов привело к смерти более чем одного человека и к ранению более чем трех человек. Та же санкция грозит правонарушителям в случае, если кража нефти приводит к “серьезному загрязнению окружающей среды” или к взрыву на скважине...

В 2003 году организация “Международная амнистия” насчитала в Китае 1 639 смертных приговоров, 726 из которых были на тот момент приведены в исполнение. Но реальные цифры намного выше: показатель 10 тыс. человек в год близок к действительности.

В Поднебесной до сих пор не существует презумпции невиновности; как и в старину, здесь имеют силу показания, полученные под пытками; адвокаты не обязаны присутствовать на допросах, а политическая власть вмешивается в судебную систему. Кроме того, есть подозрения, что смертная казнь особенно часто применяется к представителям национальных меньшинств при малейшем подозрении в подрывной деятельности.

Публичные казни учащаются в дни национальных праздников. Несмотря на недовольство просвещенных кругов, в стране получают распространение необычные экскурсии. Например, несколько лет назад на стадионе города Чанша вместе с другими 2 500 зрителями около ста учащихся начальной школы смогли воочию увидеть казнь шести осужденных.

Впрочем, Китай — не единственная страна, где школьникам показывают убийства людей. Даже в Соединенных Штатах, как выяснилось, такое случается. Правда, устраивается с другой целью и не с санкции властей. Например, в Калифорнии три учителя были отстранены от работы за то, что на своих уроках показывали детям запись казни американца иракскими боевиками. Поступок педагогов был строго осужден департаментом образования, где заявили, что показывать пленки с казнью человека детям абсолютно недопустимо, так как может нанести их неокрепшей психике сильную травму.

В Китае, Саудовской Аравии, США и Иране совершается абсолютное большинство смертных казней. Около 2 148 смертных казней в 2005 году было зарегистрировано в 22 странах мира. Девяносто четыре процента всех смертных казней приходятся на Китай (1 770 смертных казней по официальным данным, хотя, по оценкам китайских экспертов, каждый год в Китае казнят около 8—10 тысяч человек), Иран (94 смертных казней), на Саудовскую Аравию (86) и США (60).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА