Проспект культуры

В Красноярске подростки стали участниками большого мюзикла

В спектакле играют только девочки.

В Красноярске подростки стали участниками большого мюзикла

В этой необычной академии эмоциям и чувствам помогают понять своё предназначение. Кто ты: Брезгливость, Безмятежность, а может быть, Злость или Интерес? Разобраться в этом не всегда просто. Но рядом есть наставники, готовые помочь… Журналистам нашего издания удалось побывать на репетиции нового мюзикла буквально за несколько дней до премьеры.

Роль мудрого профессора Нейрона исполняет солист музыкального театра Александр Белопашинцев, прекрасное чувство Любовь играет Марина Вишневская. Она же — инициатор и продюсер этого музыкального театрального проекта Broadway kids show. Главные роли в спектакле в жанре бродвейского мюзикла достались детям: в спектакле играют только девочки.

— Нам очень хотелось создать масштабный проект. Чтобы он был по-бродвейски роскошным: с живой музыкой, огромными декорациями, шикарными костюмами, — рассказывает продюсер. — Решили так: если делать, то максимально хорошо.

Предыстория этого мюзикла началась несколько лет назад. В 2019 году Марина Вишневская стала победительницей проекта Broadway Dreams.

— Я должна была ехать в Нью-Йорк на стажировку. Но сначала возник вопрос с визой, а потом началась пандемия. Теперь поездка состоится, когда снимут ограничения, — говорит она. — Участвуя в конкурсе, я получила не только исполнительский опыт. Для нас провели серию мастер-классов. Всё это натолкнуло меня на мысль: музыка Бродвея качественно отличается от нашей, от того, что я пропагандирую как наследие русской культуры. Зрители ассоциируют меня с цветаевскими проектами, Таривердиевым, Пугачёвой. Здесь душа на разрыв. А Бродвей — другой. Он яркий, дерзкий, претензионный — в хорошем смысле этого слова, радостный. Я поняла, что именно такой музыки не хватает в моей творческой жизни. И в самый разгар пандемии, когда мои творческие силы были максимально сконцентрированы, придумала проект Broadway kids show.

В августе состоялся кастинг, занятия с педагогами начались в ноябре. Продюсер отмечает: условием было “работать в материале”.

— Это не вокальная студия, не театральный кружок, а проект, который изначально нацелен на постановку спектакля в жанре “мюзикл”, — объясняет Марина Вишневская. — Конечно, детям было трудно. Я строга к ним, хотя и очень их люблю. Они не профессиональные актёры, не заточены на такую работу. Практически ни один ребёнок не знал, что такое мюзикл. Нам приходилось преодолевать не только трудности, связанные с вокалом, но и много работать над хореографией. Наш хореограф-постановщик Юлия Коробейникова не делала никаких скидок на то, что они непрофессионалы. Но наши девочки настолько трудоспособные, заточенные своими талантами на успех, что каким бы сложным ни был процесс, они находили в себе силы приходить в новый день и снова работать. То, чего они достигли за это время, — высокий показатель. Это заслуга детей и их мам и пап, которые активно включены в творческий процесс.

Например, пока девочки репетировали, их родители собирали декорации.

“Объединение — главная задача, которую я ставила в этом проекте, — говорит продюсер. — Пандемия, сегодняшние политические, экономические, социальные условия разобщают нас. Хотелось стать объединяющим фактором”.

У всех детей разный уровень подготовки. Кастинг в первую очередь был направлен на оценку вокальных данных. При этом обучение в музыкальной школе не являлось обязательным требованием.

— У ребёнка должно быть какое-то первоначальное музыкальное ощущение, — рассказывает Марина Вишневская. — У нас есть девочка, которая до этого вообще никогда не занималась танцами и пением. Но сейчас вы не поймёте этого. Нам было важно выявить в ребёнке тот потенциал и уникальность, которые отличают его от остальных, но позволяют держаться в ансамбле. Для каждой девочки мы создали роль, подыскали эмоцию, подходящую именно ей.

Психолог Ирина Кувшинова проводила исследования. Потом собранный материал проанализировала вместе с Мариной Вишневской и драматургом Анастасией Малевановой.

— Поскольку наш мюзикл — психологическая история, в которой используются профессиональные термины, нам было важно, чтобы зритель понял, о каких эмоциях идёт речь, как они возникают, развиваются и что происходит, когда эмоция не трансформируется в правильном русле, — говорит продюсер. — Выбор ролей был непростым: при обсуждении оказалось, что каждой девочке подходят по пять-шесть эмоций.

Десятилетняя Соня Чекмасова исполняет роль эмоции Страдание.

— Сначала мне роль не понравилась. Я жаловалась маме: “Ну зачем? Скажут — надоела со своими страданиями”. А потом поняла, что это прикольно, потому что я люблю пострадать. В этом попали в точку, — считает девочка. — Нравится, что в спектакле меня все жалеют. А моя подруга Саша играет главную роль. Я немного пообижалась. Но потом Марина объяснила: не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие артисты. И ещё нам рассказали, что была такая знаменитая артистка, которая играла короткую роль без слов — продавала булочки. И все приходили посмотреть, как она их продаёт.

Марина Вишневская отмечает: ей хотелось, чтобы после этого проекта дети стали иными.

— Не значит, что мы делаем из них звёзд, — говорит она. — Хочется, чтобы девочки по-другому относились к себе: стали более уверенными в собственных силах. Они подростки, это один из самых тяжёлых периодов в жизни человека, когда приходится переживать изменения на физиологическом уровне. И эти изменения сложно понять, их нельзя отменить, надо как-то с ними сосуществовать. Тебя, как на качелях, бросает в разные стороны. Я хочу помочь девочкам преодолеть этот кризис с помощью музыки.

Broadway kids show — постановка для детей и их родителей. Маленькие зрители смогут посмотреть на себя со стороны. А мамы и папы — понять, как сделать так, чтобы ребёнок был счастлив и осознал, куда ему двигаться дальше. Фразы артистов заставляют задуматься: “От всего можно устать, даже от радости”. “Страдание нужно всем, особенно человеку женского пола. Главное — не переборщить и вовремя перестать страдать”…

— Наш мюзикл — как сеанс групповой семейной психотерапии, — отмечает Марина Вишневская. — Участие в этом проекте позволит девочкам понять, хотят ли они связать жизнь с этой профессией. Но какой бы путь они ни выбрали, здесь они получили замечательное эстетическое воспитание. Наши педагоги — действующие артисты. Они делятся своим опытом. Вместе с девочками мы ходим на спектакли, что-то обсуждаем. Часть моей работы — рекомендация концертов, фильмов, книг. Невозможно воспитать артиста, если он только ходит в вокальную студию и учится петь. В таком случае он будет только исполнителем. Артист же говорит на языке культуры, а для этого нужно читать, смотреть и слушать.

В тему

Премьерные показы Broadway kids show состоятся 24 и 25 апреля в большом зале института искусств. Начало спектаклей в 17 часов.

Нюанс

Музыка в постановке — реплики известных композиций бродвейских мюзиклов, которые знакомы зрителям по диснеевской мультипликации. Артисты поют на английском языке, а говорят — на русском.

— Тексты вводят зрителя в суть происходящего в следующей композиции, — объясняет Марина Вишневская. — Считаю, что американская музыка должна быть на языке оригинала. Иначе это уводит от Бродвея и сильно упрощает постановку.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА