Экономика
Социальное предпринимательство: оценка состояния и перспектива развития
Социальное предпринимательство приобретает популярность в России. Этот тренд стали поддерживать не только фонды и бизнес, но и государство. Сейчас в нём видят потенциал для решения социальных проблем.
В конце 2020 года на нескольких территориях РФ в рамках разведывательного исследования проблемы развития СП прошли анкетные online-опросы сотрудников организаций, деятельность которых направлена на развитие социальной сферы; предпринимателей; безработных граждан, получивших услугу по содействию самозанятости и пожилых людей, которым предоставляется социальное обслуживание. Общее число опрошенных – 1221. Было важно понять, как опрошенные оценивают нынешнее состояние социального предпринимательства в России, какие пути развития СП считают эффективными для страны
Сотрудники организаций, деятельность которых ориентирована на развитие социальной сферы, считают, что условия для СП далеки от идеальных: низкая информированность населения о социальном бизнесе (21%), отсутствие экономической стабильности (12%) и необходимой поддержки (11%).
Действительно, предприниматели имеют смутные представления о законодательных мерах содействия СП (54%), больше половины бизнесменов (51%) не получает помощь со стороны государства, хотя 88% видят необходимость в материальной поддержке. Предприниматели убеждены, что сейчас активно поддерживают развитие СП не правительственные структуры, а общественная организация «Опора России» (52%). В целом бизнесмены прогнозируют медленное развитие СП (52%).
Фото: сохраните или откройте фотографию в другой вкладке, если у вас часть информации не читается
Необходимо налаживать диалог между властью и бизнесом. Предприниматели полагают, лучшая форма взаимодействия – прямые обращения к органам власти (44%), но подчеркивают важность инициативы от государства по мерах поддержки (43%).
Интересно, какие задачи, опрошенные считают приоритетными для социального предпринимательства. Сосредоточиться необходимо на предоставлении рабочих мест инвалидам, многодетным/одиноким родителям, малоимущим, выпускникам детдомов и людям предпенсионного возраста. Они нуждаются в поддержке по всем направлениям, будь то здравоохранение, решение проблем ЖКХ, предоставление медицинских, образовательных, физкультурно-оздоровительных или бытовых услуг.
Но возникает другая проблема – обращаться за ней в частные структуры они не готовы (85%). Проблема, прежде всего, в дефиците доверия (47%), 33% опрошенных опасаются высоких цен на услуги. Оставшиеся 20% готовы обратиться за социальной поддержкой в частные структуры с бытовыми проблемами (32%), за медицинскими (29%) и правовыми (13%) услугами.
Граждане, даже если они временно оказались без работы, организовывать социальный бизнес не спешат, в силу низкой информированности о нем. Профессионалы сферы, занятые в государственной системе соцподдержки, заявляют о том, что вряд ли самозанятые могут стать флагманом для развития СП в России. Быстрее и лучше с этой задачей справится реальный бизнес, те, кто уже имеют опыт работы в социальной сфере, некоммерческие организации, которые были причастны к решению сложных социальных проблем.
Подводя итоги, на наш взгляд, необходимо создать единую систему кооперации государства, бизнеса, образования и общественного сектора, координирующим органом которой станет единый центр развития СП, он мог бы решить сразу комплекс задач по развитию СП: мониторинг потребностей СП; формирование их конкурентоспособности; внедрение программ поддержки на основе запросов СП; упрощение процедуры получения поддержки; популяризация СП среди бизнеса, НКО, социальной сферы и экономически активного населения для вовлечения их в социальный бизнес; информирование населения о нём для повышения уровня доверия; создание аккредитованных программ обучения, направленных на формирование навыков ведения бизнеса в социальной сфере; создание единого информационного ресурса о СП.
Материал подготовлен Красноярским краевым Центром профориентации и развития квалификаций
Фото: Изображение Free-Photos с сайта Pixabay