Проспект культуры

От работ пахнет порохом

В музее Бориса Ряузова открылась выставка его фронтовых рисунков.

От работ пахнет порохом

Когда смотришь на эти карандашные наброски, возникает странное чувство. С одной стороны, понимаешь, что они — абсолютно реальные, написанные на передовой, на планшете, в палатке, в перерывах между боями. С другой — даже не представляешь, как они могли сохраниться с самой войны. Фронтовые рисунки Бориса Ряузова стали основой выставки в музее его имени, открывшейся ко Дню Победы.

Больше правды и боли

Собственно говоря, здесь не одна, а сразу две экспозиции. В первой — непосредственно военные работы художника, документы, подлинные страницы из дневника. Она носит название “Запах пороха”. И это не просто образ.

Куратор выставки, главный хранитель музея Юлия Петунина рассказала, почему выбраны именно такие слова. Случилось так, что Борис Яковлевич, уже будучи на фронте, заочно познакомился с творческой семьёй Павловых. Дальше — цитата из его дневника: “7 января 1944 года. Нахожусь в Москве в краткосрочном отпуске. Вчера был у народного художника И. Н. Павлова. Смотрел мои работы, остался доволен. Попросил некоторые в свою коллекцию. Дал ему полное право выбора. А самому совестно: Иван Николаевич — такая знаменитость, в квартире его вещи больших мастеров, а тут мои из сырого багажа серенькие штришки... Напоследок Павлов пожал руку и сказал: “От работ твоих порохом пахнет. Будто на фронте побывал”. Вот так признанный мастер оценил творчество молодого коллеги. А рисунки и вправду уникальны. И по настроению очень отличаются от работ, которые Борис Ряузов написал до ухода на фронт, когда ещё на самом деле не нюхал пороха. Взять хотя бы картину “Подвиг капитана Гастелло” (она, кстати, тиражировалась на открытках и бланках воинских писем, так называемых “секретках”). Здесь присутствует определённая романтика, если, конечно, так можно выразиться. То же можно сказать и о картине “Эпизод в Баренцевом море”. В рисунках же, написанных уже “изнутри” войны, совсем другой подход и другой ракурс: гораздо больше правды и боли.

“Всё равно одолеем мы”

На службе молодой артиллерист-разведчик Ряузов рисовал панорамы местности, делал графические наброски однополчан, зарисовки эпизодов фронтовой жизни и небольшие живописные этюды мест боевых действий. И зритель может на себе прочувствовать атмосферу тех лет и хотя бы отчасти понять, что такое “на войне как на войне”.

Конечно, в экспозиции невозможно было обойтись без портрета Александра Матросова, который Борис Ряузов написал после его подвига, — с маленькой фотографии из комсомольского билета. Из дневника художника: “27, 2. 1943. В нашем соединении событие, и оно историческое. Парень, наш боец, закрыл собой пулемёт в амбразуре противника. Звали его А. Матросов. 91-я стрелковая бригада. Вот как бывает. Война. Сквозь горе и героизм, сквозь пули и смерть к свету победы. Всё равно одолеем мы. В конце концов, неважно, если покалечат. Важно выполнить задание. Саша... Если бы можно было о тебе “нарисовать” на сердце. Ведь это подвиг, а кто его совершает, тот не умирает”.

К слову, фронтовые рисунки Бориса Яковлевича, которые хранятся в музее, отреставрировали. Есть такое понятие — “общее поверхностное загрязнение”. Со временем на бумаге появляются коричневатые пятна, как будто что-то пролили. Они могут расти и постепенно разрушать бумагу. Тогда применяется способ, который условно можно обозначить словами “помыть бумагу”. Сейчас рисунки в хорошем состоянии.

Самые мирные цвета

Ещё раз обратимся к дневнику Бориса Ряузова. “8 мая 1945 года. Курляндия — Пампали. Тишина... Еще вчера громыхал фронт упрямыми боями, ещё вчера поднебесье вздыхало холодными отсветами снарядных разрывов и вечерние густые сумерки плавились в зареве ракет. Даже сегодня утром и в полдень там, где сейчас заснувшее безмолвие, скрежетала, шипела война. Всё кончено! Долгожданная тишина! Отдыхай спокойно, первый мирный майский вечер. Благоухай, весна, рождением земного!

Изначально вторую музейную экспозицию хотели назвать именно последними словами из записи. Но потом организаторы вдохновились выставкой Аллы Орловой, признанного мастера цветочных — самых мирных! — композиций. Название решили сменить, и теперь на афише значится — “Цвет мира”. При этом наполнение выставки как раз отвечает на призыв Бориса Ряузова: “Благоухай, весна, рождением земного!”

Здесь — настоящее буйство красок, жизнеутверждающая палитра современного искусства. Хрупкий мир во всех проявлениях — от ожидаемых натюрмортов с цветами до фантазийных сюжетов, картины и скульптуры, а также керамика красноярских художников.

Выставки “Цвет мира” и “Запах пороха” посвящены 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и будут работать до 23 мая.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА