Новости

Отдых с препятствиями

Отдых с препятствиями

Отдых с препятствиями
Отдых с препятствиями

— Ребята, вы как отдохнули? Чего это все чешетесь?

— Да, в общем,… море было хорошее, накупались. А чешемся потому, что нас клопы покусали. Ничего, уже проходит. Нас в последние дни тетя Вика увела в другое место, там и белье постельное красивое, и пауков с клопами не водилось. А еще она нам сама варила, мы наконец-то поели досыта. А какие родителям сувениры накупили!

Наши попутчики, пацаны лет десяти-двенадцати, тут же бросаются к сумкам, показывают вазы, которые они везут мамам, бережно распаковывают кружки и другие сувениры. Все неприятности моментально уходят на второй план, обиды уже забыты — дети не привыкли копить злобу, охотнее вспоминают только хорошее, чем и пользуются некоторые взрослые. “Навариться” на непосредственности, кажется, так легко!

С этой группой мы познакомились еще по пути из Красноярска в Симферополь, успели поделиться планами на отдых. Ребятам, конечно же, не сулили в качестве жилья в Крыму дворцов Левадиевских, однако обещали вполне комфортное размещение с современным туалетом и душем на этаже, сытным трехразовым питанием, а также льготными экскурсиями и развлечениями. Так, судя по прайсам турфирмы, занимавшейся отправкой детей на незалежный полуостров, посещение аквапарка должно было обойтись им в четыре раза дешевле, нежели другим отдыхающим.

Но действительность оказалась совсем иной, и на обратном пути на нас просто рухнула весьма неприятная информация о злоключениях этой группы. Вместо благоустроенного жилья — барак, наполненный клопами и другими насекомыми. Вместо комфортного санузла — уличный туалет дачного типа и летний душ прямо на открытом воздухе. Вместо сытных порций — жалкие кусочки, проглотив которые, накупавшиеся ребятишки, не могли утолить чувство голода. А кроме того, никаких льготных экскурсий и вечно пьяные соседи, гудящие возле корпуса всю ночь напролет.

Но убогое размещение стало не единственным сюрпризом для юных туристов и их сопровождающих. Катаясь на мопеде, один из подростков повредил себе руку, и тут выяснилось, что отправляющая сторона не оформила на детей медицинскую страховку, так что делать снимок и накладывать гипс пришлось за свой счет. Но все же самое большое разочарование ожидало всех после того, как они узнали реальную цену апартаментов, в которые заселились. Номер стоил примерно в два раза дешевле, чем им пришлось заплатить фирме в Красноярске. Данный факт стал последней каплей в море обид и претензий. Осерчавшая Виктория, собрав младших детей, выехала из барака и, найдя в частном секторе более приемлемый и комфортный вариант, заселилась в удобное место. Деньги за непрожитые дни администрация базы вернула (в объеме своих прайсов), и их хватило как на оплату жилья, так и на продукты, из которых Вика в оставшиеся дни варила свои фирменные борщи, жарила на завтрак здоровенные глазуньи и готовила другие вкусности. Дети ее стряпню не просто одобрили, а прямо-таки полюбили:

— Тетя Вика варит вкусно и много, мы наконец-то наелись, — признается десятилетний Артем. — Жалко, что не сразу мы ушли, а только в последние дни, отдых был бы лучше.

Ночь на пляжных лежаках

Эта история — далеко не единственный и не самый вопиющий пример того, как в наше время “кидают” детские группы. Увы, но несовершеннолетние все чаще становятся заложниками подобных обстоятельств. Не так давно страну потрясла история российских ребятишек, которые несколько суток скитались по Турции в автобусах, провели ночь на взрослой дискотеке и спали на пляжных лежаках, потому что часть номеров в забронированном отеле была продана дважды. При этом даже позвонить домой школьники не могли — зарядить мобильники было нечем, так как в автобусы юных туристов сажали принудительно, не дав толком собраться. О том, что пережили за это время дети и их родители, неожиданно потерявшие связь со своими чадами, можно только догадываться.

Подобные эмоции испытали нынешним летом и мамы ребятишек, отправившихся из Красноярска отдыхать в Анапу. Вместо обещанного комфорта наши маленькие земляки получили ободранные стены общаги и обезумевших соседей, ломившихся среди ночи в их комнаты…

О том, чтобы таким же образом обошлись со взрослыми туристами, и речи быть не может. Нет, конечно же, любой из нас рискует столкнуться с обманом, однако, согласитесь, разрешаются подобные вопросы достаточно споро. Как правило, стоит только громко “помитинговать” по поводу плохих соседей, однообразного питания, неработающего кондиционера или недостаточно прилежной уборки номеров, как поднимается суета, все стараются вам угодить, решить проблемы.

— Мы в прошлом году с подругой ездили в Турцию, — говорит тридцатилетняя Наталия. — Отель нам понравился, а вот вид с балкона был ужасный — напротив стоял жилой дом, и его обитатели могли запросто заглянуть к нам в номер. Мы возмутились, и нас без всяких дополнительных доплат и без каких-либо проволочек переместили в комнату с видом на море.

Дети, как известно, не столь притязательны, чем и пользуются мошенники. Убогий быт для подростков — ничто по сравнению с купанием и другими яркими летними впечатлениями. На этом фоне быстро забывается все плохое.

Но даже если и не забывается, ловкие дельцы все равно остаются без наказания. Это взрослый человек в порыве мести может устроить “веселую жизнь” своим обидчикам. А родители, как правило, делают все, чтобы ребятишки как можно скорее перестали вспоминать о свалившихся на их голову неприятностях. Мол, зачем лишний раз дергать ребенка, он и так немало намучился, — а посему ни в суд, ни в другие инстанции мамы и папы не обращаются. Ведь, не дай бог, начнутся заседания, вызовы, допросы, к чему дополнительно калечить детскую психику?

— Рассуждая подобным образом, — говорит бывший прокурор города Игарки, эксперт газеты “Городские новости” Галина Степанова, — мы на самом деле не ограждаем своих детей от неприятностей, а поддерживаем мошенников. Нельзя спускать подобные факты, ребятишкам необходимо показать, как нужно действовать, научить их жать в правовом государстве. Подобный опыт просто необходим. И во время судебных заседаний ничего страшного с детьми не случится — не так уж часто их будут отвлекать от привычных занятий.

Привлечь и избежать

Итак, каким образом можно привлечь к ответственности безответственную турфирму или туроператора, которые на отдыхе обделили вас или ваших детей? В первую очередь необходимо помнить, что свои права вы вправе отстаивать в судебном порядке. Конечно же, можно написать претензию непосредственно турфирме, потребовав компенсацию морального вреда и материального ущерба, но такие методы на мошенников не действуют.

Привлечь к ответу можно согласно и Закону РФ “О защите прав потребителей”, и Закону о туризме. Поводом для обращения в суд послужит не только такое грубое нарушение, как невыполнение требований договора (например, отсутствие свободного номера в гостинице или непредставление трансферта), но и непредставление достоверной информации о потребительских свойствах туристского продукта. Например, не рассказали вам, что окно выходит на задний двор с мусорными контейнерами, — будьте добры, ответьте.

Ну а если вы считаете, что на ваших детях просто грубо “наварились”, продав дешевый тур по двойной цене, да еще не оформив должным образом медстраховку, не взяв медика и аптечку, не свозив на обещанные экскурсии, вы имеете право привлечь турфирму по всем статьям Закона. Грамотно написав исковое заявление и приложив к нему все документы, вы можете добиться не только возврата вложенных средств, но и компенсации морального вреда. Конечно же, не сразу, побороться придется, но, согласитесь, пресекать подобные случаи необходимо, потому что безнаказанно обижать детей в принципе нельзя!

Справедливости ради стоит сказать, что так безответственно поступают с детскими группами далеко не все турфирмы, есть среди них и надежные партнеры, которым можно доверить самое дорогое. Найти их, в общем-то, не так сложно, главное, соблюдать простые и разумные правила.

Прежде всего, необходимо знать, что с 1 июня 2007 года предоставлять туристические услуги имеют право только те компании, которые внесены в Единый федеральный реестр (к такой мере пришлось прибегнуть после отмены лицензирования туристической деятельности). Проверить это очень легко — списки агентств и их регистрационные номера публикуются на сайте Федерального агентства по туризму, а также в СМИ.

Кроме того, собирая ребенка в дорогу, поинтересуйтесь, как давно турфирма работает с выбранным направлением и имеет ли опыт вывоза с детских групп. Обычно, если фирма не первый день отправляет малышей на облюбованный вами курорт, у нее есть не только памятки для туристов, буклеты, каталоги и прочие рекламные материалы, но специальные рекомендации для родителей по сбору ребенка в дорогу. Кроме того, менеджер сможет ответить на большинство ваших вопросов: где и каким образом ребят встретят в аэропорту или на вокзале, какие имеются экскурсии, каков уровень медицинского обслуживания, есть ли в отеле специальный детский стол. Не стесняйтесь, спрашивайте все что угодно.

Предупреждаем: не обольщайтесь дешевизной. Обычно смехотворно низкая цифра после слова “от” означает предложение с такими ограниченными условиями, что вряд ли найдутся туристы, которые могут им воспользоваться. Насторожитесь, если маленькая, никому не известная фирма предлагает тур гораздо дешевле, чем более крупные операторы. Да, для групп детей существуют скидки, но не заоблачные.

И последний момент: согласно новому законодательству по туризму всю ответственность за безопасность и качественный отдых несет та фирма, с которой был заключен договор. Это удобно — вам не нужно думать, где искать правду, если вас или ваших отпрысков отказались везти в аэропорт или поселили в номер без обещанного кондиционера, отвратительно кормили или иным образом нарушали условия отдыха. Свои претензии нужно изложить в письменном виде, подробно описав все нарушения, которые допустила отправляющая сторона. И не стоит отмахиваться от лишних хлопот — все-таки законы дикого рынка должны иметь хотя бы возрастные ограничения.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА