Новости

В прозрачном конверте

В прозрачном конверте

В него, по мнению разработчиков программы, должны войти должности, связанные с распределением государственных ресурсов, госзакупками, надзорно-контрольными мероприятиями, а также назначением на серьезные посты других чиновников. Кроме этого, сюда будут включены бюрократы, непосредственно контактирующие с гражданами — “в рамках госуслуг”, как говорится в программе. И все предусмотренные антикоррупционные меры будут направлены на жесткий контроль чиновников из данного списка.

Ключевым моментом здесь станет не видеозапись в кабинетах и не прослушивание телефонных разговоров. Даже не ограничение максимальной суммы, которую чиновник может иметь при себе. Главное, по словам разработчиков программы, это перевод госслужащих на срочные контракты — сегодня подавляющее большинство работает по бессрочным, что делает возможным их увольнение только в откровенных случаях нарушения закона. И, конечно же, предоставление чиновникам из “группы риска” (или “перечня ненадежности”?) так называемого “компенсационного пакета”. Сумма выплат, как говорится в программе, должна быть “пропорциональна” коррупционным рискам.

— Компенсировать потерю взяток — по меньшей мере, несерьезно. Это что-то из Кампанеллы, не иначе, — убежден президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, депутат Законодательного собрания Валерий Сергиенко. — Да, работа по поиску путей решения проблемы взяточничества в России вестись должна, но это должен быть комплекс мер. Только ограничения — не панацея. Тем более, если они откровенно нарушают права человека. Впрочем, даже если предположить, что многие согласятся на прослушивание телефонных разговоров, что это будет означать? Да только то, что чиновник перестанет общаться по телефону с, простите, любовницей. Серьезные вопросы можно решить и за пределами кабинета — все каналы контроль не перекроет. А корень проблемы — в сращивании власти и бизнеса. В том, что олигархический сектор стимулирует коррупцию. Государству надо уменьшать свою роль в экономике, а этого как раз не делается.

По мнению Валерия Сергиенко, есть три пути решения проблемы: стремление к прозрачности бизнеса, повышение уровня бухгалтерской отчетности последнего и борьба с теневым рынком — “коррупционным колодцем” современной России. Похожего мнения придерживается и депутат Красноярского городского Совета, директор МУ “Красноярский центр развития местного самоуправления” Алексей Менщиков:

— Так называемые “спецсубъекты” априори — люди публичные, и вся их жизнь, все имущество может и должно “просвечиваться” средствами массовой информации. Чтобы не возникали вопросы: откуда у гражданина такого-то трехэтажный дом, а у его жены и тестя — коллекционные автомобили? На какие такие средства они каждый месяц ездят за границу? Если проанализировать опыт западных стран, окажется, что в борьбе с коррупцией они прошли не путь усиления спецслужб, а путь, скажем так, “прожектора”. Их чиновники открыты СМИ — а это и лишние подозрения снимает, и для имиджа полезно. Нам надо действовать так же. А по поводу “компенсационного пакета”… Еще Марк Твен сказал: “Если мы увеличим зарплаты чиновников, это не искоренит взятки”. Поэтому я, как депутат, ни в коем случае не стал бы голосовать за это, в случае если федеральный эксперимент спустили бы на уровень местного самоуправления.

Странно, но несмотря на постоянное внимание к проблемам коррупции, в стране до сих пор не принят соответствующий закон. А это значит, что само понятие коррупции в отечественную юридическую систему входит лишь опосредованно. Взяточничество, по сути, находится вне рамок правового поля. В Уголовном кодексе РФ имеются только отдельные статьи, связанные с коррупцией (например, взятка, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями). Причем размер штрафов несопоставим с наносимым государству ущербом. Грубо говоря, преступления в этой сфере вполне рентабельны, даже если суд применит максимально возможные санкции. А он, как показывает практика, редко “закручивает гайки”.

По мнению экспертов, сегодня дополнительным источником коррупции стало неоправданное расширение сферы государственного регулирования, а также неточные, неоднозначные формулировки правовых норм: термины “вправе”, “может”, “не исключено” как будто специально предоставляют чиновнику простор для произвольных решений. По идее, все законопроекты требуют предварительной антикоррупционной экспертизы, а действующие нормативные акты — мониторинга по этому же параметру.

К слову, в Красноярском крае собираются создать антикоррупционную “Комиссию депутатских расследований”.

— Пока можно с уверенностью сказать лишь, что она начнет работу в составе этого созыва Законодательного собрания, а к сотрудничеству будут привлекаться представители исполнительной власти и правоохранительных органов, — объясняет автор проекта, депутат ЗС Юрий Швыткин. — Основные положения деятельности комиссии пока лишь разрабатываются. Но создание комиссии никоим образом не будет привязано к предложенной правительственным комитетом программе. Потому как не надо изобретать велосипед. Единственным “противоядием” против коррупции может быть абсолютная прозрачность доходов и расходов чиновников и всех их близких. Наша комиссия будет добиваться именно этого.

Из истории борьбы с коррупцией в Российской Федерации

1992 г. — в структуре МВД создано Главное управление по организованной преступности (ГУОП), в число основных задач которого включена борьба с коррупцией.

1992 г. (4 апреля) — издан Указ Президента Российской Федерации “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”, обязавший высоких должностных лиц представлять декларации о доходах, имуществе, вкладах в банках и т. п.

1995 г. — принят Федеральный закон “Об основах государственной службы”, ст. 11 и 12 которого устанавливают основные антикоррупционные запреты.

2002 (30 октября) — приняты поправки к ФЗ © 131-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”.

2003 (26 ноября) — вышел Указ Президента РФ о создании Совета по борьбе с коррупцией.

Закон “О борьбе с коррупцией” проходил чтения в Госдуме в 1993, 1995, 1997, 2001 годах, но отклонялись президентами РФ. Сегодня вновь ведется работа над проектом закона “О противодействии коррупции” (идейный вдохновитель — зампредседателя комитета по безопасности Госдумы Валентин Бобырев).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА