Новости
Кровавые забавы
Жестокие собачьи бои проводятся по всей России
Недалеко от подмосковных Мытищ регулярно и уже давно проходят нелегальные собачьи бои. Понаблюдать за дракой не на жизнь, а на смерть всегда находятся желающие. Многие присутствуют на боях виртуально — следят за результатами боев в Интернете. Подобные мероприятия запрещены почти во всех западных странах, и только в России никак не решатся официально объявить их вне закона. В МВД РФ утверждают, что они не в силах справиться с организаторами жуткой потасовки, так как их сложно обвинить в жестоком обращении с животными или в создании азартного подпольного бизнеса.
А в Госдуме уже много лет под сукном лежит закон, запрещающий этот кровавый бизнес. Но пока парламентарии думают о необходимости запрета, интерес к собачьим боям в России только растет.
Собачьи бои в России активно стали проводиться в начале 90-х годов. Потом, благодаря усилиям обществ защиты животных и массовым протестам граждан, организаторы отказались от этих жестоких зрелищ. Но сейчас собачьи бои вновь стали популярными. “Первыми почувствовали возвращение интереса к подобным мероприятиям владельцы псов бойцовых пород, в том числе и я, — рассказал москвич Алексей Богуджанов, хозяин пятикратного чемпиона Москвы по собачьим боям мальтийского дога Мэта. — Мы с псом уже давно не выступаем, но в последний год меня чуть ли не каждую неделю зовут на бои и просят выставить Мэта”. По его словам, еженедельно в лесах Подмосковья проводится несколько таких мероприятий. У каждого — свои организаторы. И зрителей привлекает не только кровавое зрелище, но и возможность заработать.
Зрелищ и баксов
…Чтобы добраться от Москвы до места проведения нелегальных собачьих боев — в лесу Мытищинского района недалеко от военного городка Мытищи-16 — потребовалось полтора часа. На лесной поляне организаторы устанавливали высокие ограждения — деревянные стенки до полутора метров. Внутри загона уложен брезент. На черной поверхности видны следы предыдущих боев — капли засохшей крови и длинные царапины от когтей животных. “Скоро начнут съезжаться гости, — рассказал один из организаторов нелегального состязания Михаил. — Те же, кто не сможет приехать или не захочет смотреть на кровь, будут следить за результатами боя в Интернете, и даже делать ставки”. Виртуальных зрителей — сотни, и среди них нет случайных людей. “Все они когда-то были на наших или других подобных мероприятиях, либо им рассказали о нас их друзья, — говорит Михаил. — Только на наш сайт еженедельно заходит более сотни посетителей. Сейчас мы думаем сделать он-лайн трансляцию боя, тогда зрителей будет еще больше”.
Любители кровавого зрелища — в основном обеспеченные люди. Это было видно и по дорогим иномаркам, припаркованным недалеко от лесной поляны, и по ставкам, которые зрители начали заключать, как только увидели участников боев. Суммы спокойно доходили до 400 долларов. “Это раньше люди ставили целые дома и машины на одну собаку, — рассказал организатор Михаил. — Самой большой ставкой за последнее время стали три тысячи баксов”.
Первыми на ринг вышли два стаффордширских терьера. Бойцы постояли, примериваясь к сопернику. Рывок — и они сошлись в бешеной схватке. Вцепились мертвой хваткой в шкуры друг друга и закружились. Публика подбадривала бойцов криками. “Жри его! Рви! Работай!” — орали весьма респектабельно выглядящие зрители. И вот один из бойцов, извернувшись, схватил другого за лапу. Жалобный визг — и на черный брезент полетели первые капли крови. Зрелище было не для слабонервных. Самого юного зрителя — 14-летнего мальчика — начало тошнить, и его отвели в сторону. “Ну сколько раз говорил, чтобы детей не приводили!” — закричал вдогонку организатор.
В это время первый бой закончился. Проигравший пес, шатаясь, вышел с территории ринга. Хозяин им был недоволен. “Почему выиграть не мог! — восклицает владелец, добавляя несколько крепких ругательств, и пинает собаку в живот. — В тебя столько денег вбухал, а ты вот чем платишь. Дома еще получишь!”
В тот же день состоялись еще два боя с участием питбультерьеров и кавказских овчарок. За каждым из боев следил ветеринар, который при необходимости оказывал первую помощь изрядно потрепанным бойцам. “До смерти доходит редко, — рассказал ветврач. — Чаще всего собаки просто “порваны”, но живы. Часть готова биться уже через неделю, а некоторые — только через несколько месяцев. Хотя и разорванные глотки видеть приходилось, и откушенные лапы”. Свое участие в кровавом спорте ветеринар не считает зазорным. “Собаки бойцовые должны драться, иначе они сойдут с ума, — рассуждает он. — А мне это приносит неплохой заработок в плюс к основной зарплате”.
Нет жалоб — нет проблем?
Сейчас нелегальные собачьи бои проводятся по всей России. В Краснодарском крае несколько лет назад власти серьезно взялись за эти “забавы”, и тогда подобные мероприятия были фактически объявлены вне закона. Но сейчас любители собачьих боев вновь собирают зрителей. Проходят бои в Краснодаре в районе мясокомбината и в пригородной станице Елизаветинской, на берегу реки Кубань. Есть эти зрелища и в других крупных городах региона — Новороссийске, Сочи, Армавире и многих районных центрах. Соревнования эти закрытые. Как говорят, ставки на собак доходят до тысяч и даже десятков тысяч долларов. Раненых собак зачастую добивают прямо на соревнованиях, а бывает и так, что сильно пострадавших псов выбрасывают на улицу. Все официальные кинологические организации края наотрез отказываются говорить о собачьих боях. Молчит и милицейская статистика.
Есть собачьи бои и в Красноярском крае. Ставки на них — от 200 до 500 рублей. На схватку бойцовых псов можно посмотреть и в Петербурге. Как правило, мероприятия проходят раз в месяц. Места проведения меняются, чтобы на запретный “ринг” не проникли посторонние. В Заокском районе Тульской области ежегодно проводятся отборочные собачьи бои на неофициальный чемпионат России. На этих соревнованиях действует жесткое правило: животное не должно получить серьезных травм. Кстати, по некоторым данным, сам чемпионат обычно проходит в сентябре в Краснодарском крае или Орловской области. По словам очевидцев, на эти кровавые состязания приезжают обеспеченные гости со всей России и даже из ближнего зарубежья.
В самой Москве Юрий Лужков официально запретил собачьи бои еще в 1995 году. Однако этот закон — не препятствие для организаторов. “Конечно, в Серебряном Бору собачьих боев уже нет, но в других коттеджных зонах они возможны, — рассказала руководитель центра защиты прав животных “Вита” Ирина Новожилова. — Кроме того, к нам поступает множество жалоб от жителей Подмосковья и других областей. Люди жалуются не столько на сами бои, сколько на бойцовых собак, участвующих в боях. Очень часто хозяева для тренировки натравливают своих питомцев на бездомных псов. На последних не остается живого места”. В пресс-службе ГУВД Московской области заявили, что о проведении собачьих боев им не известно. “Могу с уверенностью заявить, что никаких сообщений ни от рядовых сотрудников милиции, ни от граждан о собачьих боях за последние полтора года мы не получали”, — сообщил сотрудник пресс-службы ГУВД МО Дмитрий Куванин.
Это просто пари…
Во всем мире до сих пор нет однозначного решения, как квалифицировать собачьи бои — как спорт или как кровавый бизнес. Так, во многих западных странах, в том числе и в США, проведение собачьих боев запрещено. С другой стороны, на востоке подобные зрелища считаются чуть ли не любимейшим развлечением жителей наряду с петушиными и другими боями. В России же собачьи бои не разрешены, но и не запрещены.
По словам защитников животных, уже семь лет в Госдуме лежит проект федерального закона о запрещении жестокого обращения с животными, куда включен и пункт о запрете собачьих боев на территории России. “Тогда депутаты двух палат парламента большинством голосов приняли этот закон, — рассказала Ирина Новожилова. — Однако закон “завернули”, посчитав, что в данном случае отсутствует предмет правового регулирования”. По словам Ирины, данный законопроект идеально подходит России. Для его составления были использованы основные положения шведского, австрийского и немецкого закона о защите прав животных.
Милиционеры утверждают, что из-за отсутствия официальной позиции власти в виде закона бороться с незаконными собачьими боями они практически не могут. “Мы бы с удовольствием занялись этими людьми, но у нас просто связаны руки, — рассказал глава пресс-службы уголовного розыска МВД РФ Владимир Вехов. — Естественно, можно попытаться привлечь устроителей кровавых игр за жестокое обращение с животными — есть такая статья в Уголовном кодексе. Но хороший адвокат разобьет обвинение, заявив, что собакам бойцовых пород просто необходимо драться, это у них в крови. С другой стороны, подобные зрелища можно охарактеризовать как незаконное проведение азартных игр, ведь там делаются ставки. Но здесь тоже возникает проблема — организаторы будут говорить, что это просто пари”. “Действительно, пари не считается азартной игрой и не запрещено, — подтвердил председатель комитета по предпринимательству в сфере игр и лотерей Торгово-промышленной палаты России Игорь Динес. — А если учесть то, что официально в законах нигде не прописаны тотализаторы на животных, бороться с подобным явлением бесполезно”.
А вот по мнению адвокатов, хозяина, выставившего своего питомца на бой, все же можно привлечь к ответственности. Хотя никаких проблем, кроме небольшого материального ущерба, у него не будет. “Если хозяин растерзанной собаки подаст в суд, владелец другого пса, участвующего в схватке, может быть привлечен либо к административной, либо к гражданской ответственности, — сообщила московский адвокат Екатерина Олецкая. — В первом случае хозяин “виновной” собаки должен будет возместить моральный ущерб за причиненный вред, во втором — выплатить штраф”. Впрочем, в реальности такое развитие событий трудно представить.