Безопасность и правопорядок

Чем тише гудит, тем быстрее мчится

Люди на железнодорожных путях гибнут из-за самонадеянности и плохих привычек.

Чем тише гудит, тем быстрее мчится

Жил в Красноярске парень — молодой и здоровый. У него было много дел и планов. На платформе “Белые росы” он попытался проскочить прямо перед грузовым составом и не успел. Машинист экстренно затормозил, но было поздно. Раздался удар. Очевидцы рассказывают, что товарняк после этого ещё долго стоял на путях, а впереди на насыпи лежало тело со снесённой половиной головы.

В контактах высветилось “Мама”

— Вот кто это? — спросил прибывший на место полицейский. Вопрос он задал, по сути, самому себе. И тут же нашёл на него ответ, так как в куртке у погибшего оказался паспорт. — Двадцать четыре года, совсем ребёнок.

…Экран на мобильнике попавшего под поезд молодого человека разбился, но корпус уцелел. Оперативники достали SIM-карту, вставили в свой телефон, в контактах высветилось “Мама”. На месте происшествия они обнаружили ключи от квартиры, кепку, часы, которые продолжали идти, полиэтиленовый пакет с яблоками. Возможно, кому-то предназначавшийся гостинец. Парень был прописан в Октябрьском районе, но под вечер в пятницу почему-то оказался в Свердловском. Скорее всего, шёл к кому-то. Или снимал на правом берегу квартиру.

На станции работали представители нескольких служб — методично и даже как-то отстранённо. Они стараются не пропускать всё через себя, иначе можно сойти с ума.

— Место, где выясняются обстоятельства гибели человека на путях, — особая территория, — рассказывает представитель пресс-службы Красноярской железной дороги Карен Давоян. — Вокруг бурлит жизнь, а здесь она у человека внезапно оборвалась. Об этом нужно сообщить его родным, найти правильные слова. Надо собрать и упаковать личные вещи. Проходит полчаса, час, ещё один, и в какой-то момент ты внезапно осознаёшь, что это чей-то сын, брат, друг, любимый. Становится жутко.

На платформу тем временем прибывали электрички. Выходящие из них пассажиры спешили по своим делам, не обращая внимания на ЧП. Девушка с букетом собиралась перейти через пути на красный свет — выиграть пару минут. Её не смущал ни громкий звук светофорного устройства, ни смерть в нескольких шагах. После увещеваний железнодорожников и транспортных полицейских она дождалась зелёного сигнала, но по лицу было видно, что эта история не стала ей уроком.

Карен вспоминает другой случай, когда он сумел “достучаться” до нарушителя:

— Дело было на Путепроводе. Пешеходный переход. Горит красный. Приближается грузовой поезд. Молодая пара вначале вроде бы ждала, пока он пройдёт, но что-то их дёрнуло пересечь пути прямо перед локомотивом. На противоположной стороне стоял мальчишка лет десяти с портфелем. Увидел, что тётя с дядей перешли, и тоже побежал. Цепная реакция. Всё происходит в считаные секунды. Ты хочешь крикнуть ему “Стой!”, а уже нельзя. Чуть замешкается — и конец. Когда поезд проехал, я его догнал и спрашиваю: “Ты что вообще делаешь? От тебя ведь ничего не останется!” И он реально испугался. Может быть, этот страх спасёт ему жизнь”.

Бархатные рельсы

Чтобы посмотреть на ситуацию глазами машиниста, мы отправились вместе с ним в рейс на городском электропоезде.Александр Жаворонок водит поезда уже 15 лет, сейчас — в основном городские электрички, на которых жители разных микрорайонов ездят на работу и на дачу. Это новые машины, которые у нас появились благодаря Универсиаде — с высоким уровнем комфорта и отменными техническими характеристиками. Одна из них — способность развивать скорость до 120 км/час. Опасное заблуждение думать, что страшны только поезда Москва — Иркутск, а электрички — свои, родные.

Многие машинисты со стажем когда-то кого-то сбивали. Александр не исключение. Он тоже однажды нанёс травму человеку, задев его по касательной. Тот в районе станции “Енисей” шёл с ребёнком вдоль колеи. Услышав грозный сигнал, принял было в сторону. Но через какое-то время снова появился рядом с локомотивом. Ребёнок остался невредим, а отца сбившим его поездом доставили в больницу — без сознания.После этого Александру надо было ехать дальше — спокойно и без эмоций, потому что в вагонах находились люди, и их нужно было везти ещё 400 километров.

В 99,9 процента случаев подтверждается, что машинист всё сделал по регламентам. У него одна рука постоянно находится на тормозном кране. Зрение — отличное, реакции — мгновенные. Подготовка — как у космонавта, только заботы земные. Если человек на путях игнорирует сигнал, то кран на себя — и тормозные колодки полностью прилегают к колёсам. Но электричка после этого летит ещё 700—900 метров. Иногда столкновения не избежать. Машинисты после несчастных случаев на путях подолгу приходят в себя, с ними работает психолог. Это только в боевиках у повелителей железа железные нервы.

Из кабины машиниста многое воспринимается по-другому. Когда ты подходишь к краю платформы, то кажешься себе сильным, умным, способным к манёврам. “Успею, чего там!” — мысли примерно такие. Но, глядя в лобовое стекло поезда, понимаешь, что это иллюзия. Ступая на рельсы, ты не “царь горы”, а былинка перед лицом Вечности, и это не пафос. Не надо умничать, пытаться что-то самостоятельно прикидывать. Оглядись и действуй по подсказкам. На железной дороге они есть: безопасные переходы, виадуки, знаки. Подчиниться написанным кровью правилам — единственно правильный вариант.

— Видите вон рельсы справа и слева? — просвещает журналистов Александр Жаворонок. — Между ними большая разница. Одни стыковые, прошлого века, транссибовские. По ним поезд идёт с ритмичным стуком и относительно медленно. А другие — бесшовные, нового поколения. Их ещё называют бархатными. По ним поезд движется гораздо быстрее. И слышно его, только когда он уже совсем близко.

Пути пешеходов неисповедимы

Назад едем уже по большей части молча. Наблюдаем. На часах около пяти вечера, многие возвращаются домой — из офисов, школ, секций, с предприятий. Новые микрорайоны растут как грибы, и люди натаптывают дорожки к зданиям и остановкам по своей житейской логике. Железнодорожные магистрали для них не помеха. Были, кстати, случаи, когда в ограждении из металлопрофиля пешеходы выпиливали отверстие болгаркой, чтобы им ничто не мешало ходить, как они привыкли. Очень многие не обращают внимания на красный сигнал светофора. Электричка подаёт сигнал и едет, как кажется, ещё где-то вдали и совсем не быстро. Дети и взрослые в нарядной одежде, с рюкзаками и велосипедами, даже не задумываются, что “стометровку” поезд преодолевает за считаные секунды. Или, не дай бог, вылетит из-за поворота поезд дальнего следования. Состоявшиеся и в чём-то, несомненно, успешные люди, которые каждый день решают кучу бытовых и производственных задач, на железной дороге просто не ведают, что творят.

С ягодой по щебёнке

Пробуем разобраться, кто больше всех рискует, и работники Красноярской железной дороги нам в этом помогут. У них своя статистика и намётанный глаз.

Первая большая группа, по словам железнодорожников, — это дети, которые познают мир и всем интересуются. Им нужно объяснять, что играть на рельсах и бегать по ним никакая не романтика. Без необходимости к железной дороге ребятишек нельзя подпускать даже на пушечный выстрел. Если они ходят через пути в школу, нужно пройти хотя бы пару раз с ними и убедиться, что они всё делают правильно.

Вторая категория — подростки и студенты. В капюшонах и с наушниками. У них полный вакуум в голове, они пребывают в другой реальности. Здесь комментарии, как говорится, излишни. С такими ребятами нужно тоже много разговаривать, приводить примеры, показывать видео, где под колёсами поезда погибают не старики, а именно их ровесники.

Люди в нетрезвом состоянии на путях являются нарушителями по определению. В тёплый сезон их становится больше. Нужно добавить на загородном отдыхе градус — они шагают в дачный магазин, иногда прямо по шпалам. В советское время выпускали плакаты: “Пьяный на путях — одной ногой в могиле”. После перестройки такая агитация исчезла, а зря.

Особого разговора заслуживают пожилые люди. Мы с детства как бы чувствуем свою естественную моторику, знаем, сколько нам нужно времени, чтобы добежать до столба, хватит ли сил поднять сумку. Но с возрастом реакции слабеют, мы хуже слышим, видим, медленнее передвигаемся и неправильно себя оцениваем. Не грех проследить за бабушкой или мамой, не несёт ли она к электричке корзину с ягодами между путями, по щебню? Потому что так приятнее и напоминает о молодости, когда солнце светило ярче, поезда ходили в три раза медленней, а из динамиков неслось: “И я по шпалам, опять по шпалам иду-у-у домой по привычке”. Крайне вредная в сегодняшних условиях песня!

Акцент

Когда на железнодорожном светофоре загорается красный, человек может ещё не видеть поезда. Однако контакт на рельсах уже замкнулся, поэтому и сработала электронная система. В этот момент поезд находится на предельно допустимом расстоянии — это рассчитано инженерами. Какая скорость у приближающегося состава, пешеходы точно знать не могут. А испытывать судьбу, честно, не стоит.

Комментарий

Владимир Заставин, психолог:

— Перебегать дорогу перед идущим поездом способны импульсивные люди. Они и в другой ситуации могут стоять, стоять — и вдруг куда-то сорваться. В коллективе, семье, компании. Потому что у них поведение срабатывает в шесть раз быстрее, чем осознание. Сначала делаем, потом думаем. Их не просчитать, но можно натренировать ходить по переходу, не надеясь, что они сами всё поймут.

На многих действует общественное мнение. Нужно рассказывать истории, как кто-то кого-то спас, предотвратил беду. Вручать за такие поступки грамоты. А нарушителей надо порицать — тоже публично. В Америке тех, кто игнорирует правила на железной дороге, могут принудительно направить на лечение к психотерапевту. У нас в стране такого механизма нет, но можно ввести штрафы. Желательно, чтобы суммы были крупные.

Что нельзя делать на железной дороге

  • Поезд не машина! Он не остановится мгновенно, если вы вдруг решили перебежать пути прямо перед ним. Его тормозной путь — один километр. Поэтому, прежде чем переходить пути, убедитесь в отсутствии поездов!

  • Решили рискнуть и перебежать? Не жалеете себя — пожалейте машиниста! Каждая такая ситуация — серьёзный стресс для тех, кто в кабине. Сегодня вы успели, а завтра?.. И да, переходите только в установленных местах — по пешеходныммостам и настилам.

  • Гудок поезда кажется вам громким? Наденьте наушники, включите музыку и заодно накиньте капюшон — вы его не услышите! Именно эти два предмета часто становятся причиной несчастных случаев. Поэтому, подходя к железной дороге, обязательно их снимайте!

  • 220 вольт в розетке — много? А 27 тысяч? Именно такое напряжение в проводах над железной дорогой! Не смотрите ролики с бравыми парнями из западных стран, которые катаются на крышах поездов — напряжение на железных дорогах там в девять раз меньше (менее опасным от этого оно, разумеется, не становится). Поэтому не поднимайтесь на крыши вагонов —27 тысяч вольт шансов выжить не оставляют никому.

  • Подлезть под вагон и сократить путь? Длина современного грузового поезда — в среднем около одного километра. Как вы думаете, перед тем, как сдвинуть эту многотонную махину, машинист увидит, что именно в этот момент вы вдруг решили проскочить под вагоном? Ответ очевиден. Никогда не делайте так. Поезд может тронуться в любую секунду.

  • Друзья! Соблюдайте эти простые правила. Это ведь несложно. Расскажите о них вашим детям, родителям, помните о них сами — и всё будет хорошо!

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА