Бизнес
«Нас спасло умение договариваться». Ася Калебина – о бизнесе в пандемию, современных детях и будущем сферы образования
Gornovosti.ru поговорили с автором бренда и основателем сети развивающих центров «Вилла «Курица».
Автор бренда и основатель сети развивающих центров «Вилла «Курица» Ася Калебина рассказала Gornovosti.ru, как ее бизнес пережил пандемию и благодаря чему удалось выстоять. Также мы поговорили о будущем рынка образовательных услуг и узнали, какие формы обучения будут востребованы в ближайшие годы.
— Ася, как сильно сократилось количество клиентов после снятия ограничений и как это отразилось на работе центра? Как сейчас с клиентопотоком?
— С введением жесткого локдауна мы оказались полностью незащищенными. Мы не работали четыре месяца. Хорошо, что арендодатели пошли нам на встречу. В каких-то филиалах мы не платили совсем, где-то оплачивали только услуги ЖКХ, где-то арендная плата была символической.
Все сотрудники «Виллы «Курица» вернулись на свои рабочие места, как только мы открылись. Никто не уволился. Все были рады начать работать снова. Но когда мы возобновили деятельность у меня случился большой внутренний кризис. Я очень устала за месяцы простоя и выгорела. Было много переживаний, ведь я понимала, что несу ответственность за своих сотрудников. Осенью я выставила развивающий центр в Красноярске на продажу. Я увидела, как поник весь мой коллектив. Я нашла покупателей, но в последний момент отказалась от сделки. Я поняла, что не могу оставить свою команду.
Пандемия повлияла на выручку. В сентябре 2020 года она упала почти в два раза. При этом с открытием развивающего центра аренда стала прежней, а коммунальные услуги подорожали. Мы оправились только в марте этого года. Не скажу, что выручка вернулась на 100%, но на 80% мы вернули допандемийные показатели. Сейчас с клиентопотоком у нас все хорошо.
— За время пандемии вы освоили какие-то новые направления работы? Они были успешными?
— Во время локдауна мы проводили онлайн-занятия, но не могу сказать, что они зашли. Работать с малышами дистанционно очень сложно. Думаю, пока мы дальше не пойдем в этом направлении. Для этого нужно запускать отдельный проект. Может быть позже, но не сейчас.
У нас было время переработать огромное количество документации и часть наших программ с учетом пятилетнего опыта работы. Мы запустили авторский дидактический материал, разработали уникальные методики, с которым будут работать и наши франчайзи. Сейчас «Вилла «Курица» — это центр альтернативного развития. Мы изучаем общепризнанные, но малоизвестные практики работы, и внедряем их. И они пользуются спросом у детей и их родителей.
— Что-то полезное вынесли из 2020 года? Чему научила пандемия?
— Пандемия помогла осознать, что нужно уметь выстраивать коммуникацию не только с сотрудниками, но с клиентами и арендодателями. Я поняла, как важно иметь финансовую подушку безопасности. У меня на момент локдауна она была небольшая.
Среди хорошего могут отметить, что сразу после возобновления работы из нескольких наших филиалов мы получили новые идеи и решения, которые стали использовать по всей сети. Например, оптимизация и улучшение реквизита, интересные идеи сценариев для проведения Дней рождений в образовательных центрах. Это, конечно, вдохновляет. Приходит осознание, что сотрудники и других городов влюблены в «Виллу «Курица» и свою работу.
— Благодаря чему удалось выстоять в пандемию и не закрыть центр?
— Во-первых, нас спасло умение договариваться. У моей команды высокий уровень ведения переговоров. Нам удалось договориться по аренде, как я уже говорила выше. Это было определяющим. Ведь не все арендодатели пошли на уступки, часть компаний, в том числе, по этой причине и закрылась. Во-вторых, я считаю, что сыграл роль и наш особенный, я бы даже сказала душевный, подход к воспитанию детей. Когда мы возобновили работу клиенты к нам стали возвращаться. Многие ждали открытия «Виллы «Курица». В-третьих, у нас очень мобильная и динамичная команда, она способна работать в условиях неопределенности, быстро перестраиваться, педагоги хорошо знают свой предмет, внедряют много авторского материала на занятиях. Никто из сотрудников в Красноярске не уволился во время локдауна. С новыми силами мы начали новый учебный год.
— По вашему мнению, каким сферам деятельности в пандемию пришлось тяжелее всего? Образовательные услуги сильно пострадали?
— Очень тяжело было бизнесу, завязанному на услугах с массовым присутствием людей. Я думаю, что сильно пострадали event-индустрия, сфера туризма, пассажирские перевозки, рестораны и образовательные центры. Если турагентства могли перестроиться под внутренний рынок, то, например, развивающие центры на протяжении нескольких месяцев были полностью закрыты. Я состою в одном из чатов, где общаются руководители образовательных центров и частных детских садов, и вижу, что многие закрываются, продают свой бизнес. Во время пандемии люди пережили кризис и не готовы больше работать в этой сфере, которая и без того сопряжена со многими рисками.
— Какое будущее у рынка образовательных услуг? Какие форматы обучения будут востребованы?
— Рынок образовательных услуг меняется и продолжит меняться. Сейчас стандартные методики обучения отходят на второй план, им на смену идет альтернативное образование. Те, кто владеет авторскими методиками, будут пользоваться спросом. Сегодня начинают учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, для подвижных детей подбирают одни методы обучения, для менее подвижных – другие. И за этим будущее. Сегодняшние дети совершенно другие. Они требуют более подвижных и динамичных способов обучения. Например, учить чтению эффективнее в игровой форме, а не за партой. Если посадить ребенка, то он будет лишен развития, это противоречит его природе. Считаю, что нельзя обучать детей, не учитывая их потребности в движении.
Также мне нравится активное развитие семейных методов образования. У нас такой формат обучения существует с момента основания «Виллы «Курица». На все занятия можно приходить с родителями. Благодаря этому они включаются в процесс, понимают особенности образовательного процесса.
Спрос на дистанционное обучение, которое активно стали внедрять в прошлом году, будет, но в основном у детей старшего возраста и у студентов. Думаю, на этом рынке можно найти свою нишу.
Говоря о будущем, не могу не остановиться на законе о просветительской деятельности, который должен вступить в силу с 1 июня. Он сулит большие риски для развития образовательной деятельности. С одной стороны, уйдут дилетанты, которые по сути не являются педагогами. Но без дилетантов нет развития. Если они уйдут с рынка, то это может привести к сокращению услуг и альтернативных предложений. Это не может не беспокоить.
— А какие планы есть по развитию «Виллы «Курица»?
— В этом году развивающие центры «Вилла «Курица» появятся в Ачинске и Сочи. Договоры с франчайзи уже подписаны. Центры откроются в конце августа, перед новым учебным годом. После открытия наша сеть будет насчитывать шесть центров. Кроме вышеназванных городов сейчас мы представлены в Красноярске, Канске, Томске и Минусинске. Во всех городах, кроме Красноярска, мы работаем по франшизе.
— Ася, вы лично много работаете с молодежью. Есть у современных молодых людей интерес к новым знаниям? Чем интересуется молодежь?
— Молодые люди – это основные потребители на рынке образовательных услуг. Это самый благодарный слушатель, они готовы поглощать все знания, но при этом они довольно избирательны в плане выбора педагогов. Сегодня у молодых людей есть запрос на прокачку предпрофессиональных компетенций. Ушли от общих вещей (например, развитие так называемых «мягких навыков») и перешли на профессиональный уровень поглощения контента. Остается запрос на развитие в области финансовой грамотности, молодые люди стараются начать зарабатывать, как можно раньше. Хобби перерастают в профессиональные занятия. Многие нацелены на развитие медиакомпетенций. Молодые люди во многом сейчас опережают взрослых. Профессионально работают с фотографиями, текстами, настраивают контекстную рекламу, увлекаются дизайном. Эти компетенции будут востребованы еще, как минимум несколько лет точно. Многие стараются выбрать узкую специализацию, найти свою нишу, например, фотографирование еды, детей. Заметила тренд – сегодня становятся не так востребованы комплексные образовательные услуги, а интересны отдельные направления, например, живопись, робототехника, прикладное творчество. Появился запрос на узкоспециализированных специалистов. Молодежи интересно обучаться дистанционно, они готовы получать знания вне зависимости от местонахождения.
Сегодня дети в 12-14 лет уже понимают, что им нужно от жизни. Раньше зачастую это происходило только в 23-25 лет. Меня радует, что современные подростки знают, чем они будут заниматься в будущем и хотят получать знания в определенной области.
— Какие советы можете дать начинающим предпринимателям или тем, кто хочет открыть свой бизнес?
— Первое – нужно с первого дня копить финансовую подушку безопасности. Второе – важно уметь выстраивать коммуникацию со всеми участниками бизнеса – сотрудниками, клиентами, арендодателями, партнерами. Важность этих составляющих стала особенно понятна в пандемию. Третье – запускать бизнес лучше с минимальными вложениями, смотреть, что сейчас пользуется спросом и выбирать узкое направление деятельности. И четвертое – рекомендую тратить время и силы на развитие команды. Мой опыт показывает, что это важно.
Цифры и факты
«Вилла «Курица» работает с 2015 года. Сеть развивается по франшизе.
Сейчас проект представлен в Красноярске, Канске, Минусинске и Томске. В конце августа «Вилла «Курица» откроется в Ачинске и Сочи.
Возраст детей – самому маленькому «учащемуся» «Виллы «Курица» - 10 месяцев.
Популярные обучающие программы – группа кратковременного пребывания (Арт-сад), подготовка к школе, курс подготовки к чтению.
Фото предоставлено Асей Калебиной и взято из группы vk.com/villa_kuritsa